27 мая 2020

Колеса развернут на границе

В начале мая АО «Укрзализныця» (УЗ) выпустило телеграмму, согласно которой подвижной состав, оснащенный цельнокатаными колесами производства двух китайских предприятий, не сможет заехать на территорию Украины. Таким образом перевозчик стремится защитить и продвигать отечественных производителей на рынке перевозок.

Согласно выпущенной телеграмме, под запрет подпали производители железнодорожных комплектующих и цельнокатаных колес из Китая – Maanshan Iron and Steel Co., Ltd (MA Steel) и Taiyuan Heavy Industry Railway Transit Equipment Co., Ltd (TYH). Помимо въезда на территорию Украины и дальнейшей работы там УЗ закрыла и транзитные перевозки грузов на этом направлении.

На украинском рынке отраслевые эксперты связывают подобное решение национального перевозчика с желанием поддержать отечественных промышленников.
«Несомненно, в условиях ужесточения протекционизма в экономиках многих стран решение УЗ о запрете использования вагонов с колесами из Китая также движение в этом направлении, – пояснил «Гудку» руководитель Ассоциации собственников вагонов Украины Александр Криворучко. Я бы не говорил о продвижении компании «Интерпайп» (украинский производитель железнодорожных комплектующих и цельнокатаных колес на Украине. – Ред.) со стороны УЗ – это скорее защита национального производителя, не больше».

По мнению экс-заместителя министра инфраструктуры Украины Александра Кавы, в целом на железнодорожном рынке инициатива УЗ не отразится. Вероятно, это ответные меры компании на ограничение поставок украинских вагонов на рынок Таможенного союза.
«Сейчас из-за этого национальные промышленники недополучают объемов на поставки своей продукции. Думаю, что решение УЗ – это стимулирующая мера для экспорта как грузовых вагонов, так и комплектующих украинского производства», – утверждает эксперт.

Однако Александр Криворучко считает, что вряд ли это решение можно связать с Таможенным союзом.
«Как гласит правило «бритва Оккама», очевидное решение, вероятно, самое правильное. Однако мне представляется, что отсутствие заказов со стороны участников Таможенного союза – большая потеря для украинских вагоностроителей. При этом китайские колеса едва ли можно связать с Таможенным союзом. Поэтому основная задача данной меры – оставить за отечественным производителем часть внутреннего рынка», – объяснил Александр Криворучко.

Представители компании ПАО «Интерпайп» вопросы «Гудка» о дальнейших действиях предприятия после решения УЗ, возможных увеличениях объемов производства и поставки цельнокатаных колес, а также по поводу оценки рынка в целом комментировать отказались.

На российском рынке инициативе украинского перевозчика не удивлены. Спустя неделю после выпущенной УЗ телеграммы, 14 мая, ОАО «РЖД» поручило всем подразделениям компании остановить подготовку и подачу под погрузку грузовых поездов, а также оформление порожних вагонов, которые укомплектованы колесами MA Steel и TYH, назначением на территорию Украины, а также следующих транзитом через нее.

Как ранее сообщал «Гудку» начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Михаил Сапетов, в 2019 году от этих китайских компаний в Россию поставлено 47,7 тыс. единиц. В том числе производства TYH – 35,4 тыс. единиц и MA Steel – 12,3 тыс. единиц.

По мнению заместителя генерального директора по перспективному развитию ОАО «Алтайвагон» Станислава Золотарева, традиционно китайские колеса используются для ремонта подвижного состава. При производстве новых вагонов они не используются, поэтому для российских вагоностроителей решение Украины ничего не изменит.
«Объем поставок китайских колес в Россию незначителен – порядка 13 тыс. единиц в месяц, или около 100–130 тыс. колес в год. С начала года цена за одно такое колесо составляла 76 тыс. руб. Спонтовый рынок показывал большее значение – примерно до 100 тыс. руб., то есть на 16% больше. По этим ценам приобретались комплектующие при экстренном выводе вагонов из ремонта, чтобы подвижной состав не простаивал. Сейчас цены упали на 12% и составляют 68 тыс. руб. за колесо. Мы прогнозируем их дальнейшее снижение», – утверждает Станислав Золотарев.

По мнению поставщиков железнодорожных комплектующих, среди российских потребителей китайские колеса не особо ценятся. Как утверждает директор компании «Вагонремсбыт» (входит в АО «Уралвагонзавод») Павел Куренеев, чаще компании отдают предпочтение либо российским, либо украинским колесам производства ПАО «Интерпайп».
«Многие российские собственники считают качество китайской продукции неудовлетворительным, хотя, по статистике, среди других государств оно нормальное. К тому же в связи с понижением в цене китайские комплектующие конкурентоспособны на российском рынке», – говорит он.

Однако Александр Кава утверждает, что не все китайские колеса плохи. В зависимости от производителей качество колес разное в зависимости от типа металла, из которого их производят.
«Какого-то негатива по отношению к цельнокату из Китая в целом не наблюдается. Думаю, что стоит проводить регулярный контроль качества выпускаемой и поставляемой за рубеж продукции. Тем не менее это касается не только китайских, но и украинских производителей», – сообщил «Гудку» эксперт.

По оценке Павла Куренеева, украинский «Интерпайп» всегда был довольно загружен на производство цельнокатаных колес.
«Сомневаюсь, что решение Украины связано с идеей захватить часть мирового рынка цельноката. Поскольку «Интерпайп» уже давно на рынке и стоимость комплектующих на пару тысяч рублей дешевле российских, компании из РФ чаще отдавали предпочтение именно украинскому производителю. По качеству эти колеса воспринимают хорошо. Если собственнику предложить на выбор колеса российских и украинских производителей, их воспринимают наравне», – пояснил «Гудку» Павел Куренеев.

По мнению президента НП «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ) Валентина Гапановича, в прошлом году наблюдался дефицит цельнокатаных колес в России. Для разрешения этой ситуации до 1 июня 2020 года введен мораторий на антидемпинговые пошлины в размере 34,22% для «Интерпайпа».

По мнению исполнительного директора компании «Вторчермет Находка» Артура Нурмухамедова, в 2019 году дефицит сформировался из-за взрывного роста производства вагонов. Поэтому продукцию пришлось импортировать.
«Раньше дефицит компенсировался за счет поставок колес с украинского завода «Интерпайп», но два года назад на них были введены заградительные пошлины. В 2019 году пошлины были отменены, но поставки так и не возобновились. Очевидно, из-за политических проблем в отношениях между странами. В итоге часть рынка заняли колеса из Китая. Не могу сказать, лучше или хуже китайские колеса, чем те, которые поставлял «Интерпайп», – все они прошли необходимую сертификацию. Но достаточной статистики по китайским колесам просто нет, их доля на рынке сильно меньше 1%», – считает эксперт.

Генеральный директор компании «Евросиб» Дмитрий Никитин рассказал «Гудку», что сейчас многие российские операторы прекратили железнодорожные операции через территорию Украины.
«Для российских операторов пока нет понимания того, как теперь ездить, ожидаем решения правительства. Сейчас запрещен транзит через территорию Украины, поэтому мы следуем через Беларусь и Россию. В целом из-за текущей политической ситуации и разъединения России и Украины мы потеряли этот рынок, хотя он всегда был наиболее интересен.

Думаю, что решение Украины в первую очередь связано с необходимостью восстановить инфраструктуру. Поскольку эта страна в целом выпала из всего пространства 1520, связь с ней потеряна. Если бы вся инфраструктура и сеть АО «Укрзализныця» были интегрированы, как 20–25 лет назад, все бы только возрадовались. Сейчас же железнодорожную систему загнали в не очень хорошее состояние, поэтому сейчас для УЗ важно все восстановить», – считает топ-менеджер.

https://gudok.ru/1520/

 

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner