08 августа 2023

Клеймо раздора или двойные стандарты

Клеймо раздора или двойные стандарты

Довольно распространенная в последнее время ситуация. Вы законопослушный владелец подвижного состава. Приобретали вагоны новыми, на заводах-изготовителях. В течении некоторого времени эксплуатация и ремонт новых вагонов не приносила больших хлопот. Но вот наступает время проводить капитальный ремонт колесных пар. И у вас начинаются сюрпризы.

Оказывается, некоторые колесные пары, находящиеся под вашим вагоном с момента постройки имеют исправленную маркировку и не подлежат дальнейшей эксплуатации. Специалисты вагонного депо отказываются ремонтировать такие детали на вполне законном основании.

При этом заводы, на которых проходило изготовление данной колесной пары, к которым в праведном гневе обращается владелец вагона, выдают информацию что на данной колесной паре действительно была проведена процедура корректировки номера на оси – и также на вполне законном основании.

Что делать владельцу подвижного состава если при ремонте вагона в депо была обнаружена колесная пара с исправленной, неясной или перебитой маркировкой?

Обратимся к нормативной документации.

Документация для производителей колесных пар.

1)Требования к маркировке осей колёсных пар грузовых вагонов магистральных железных дорог (подвижного состава) закреплены в государственных стандартах (ГОСТах). Согласно указанным документам, изготовителю разрешено при изготовлении новой оси исправлять её маркировку (!!!):

- ГОСТ 4008-89ОСИ ВАГОНОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 ММ, п.4.13. (Допускается исправлять маркировку в холодном состоянии, если можно установить номер плавки и номер заготовки профильной и чистовой оси);

- ГОСТ 30237-96 - ОСИ ЧИСТОВЫЕ ДЛЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 ММ, п.6.3. (Допускается исправлять маркировку в холодном состоянии, если можно установить номер плавки и номер чистовой оси);

- ГОСТ 31334-2007 (введен в действие вместо ГОСТ 30237-96) - ОСИ ДЛЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 ММ, п.8.14. (Допускается исправлять маркировку в холодном состоянии, если можно установить номер плавки и номер оси);

- ГОСТ 33200-2014 (введен в действие вместо ГОСТ 31334-2007) – ОСИ КОЛЕСНЫХ ПАР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, п.7.1.7. (При нечеткой маркировке допускается исправлять ее в холодном состоянии).

Как показывает практика, данными разрешениями изготовители колесных пар пользуются довольно часто. Никакого криминала в этом они не видят. Не совершенные технологические процессы изготовления колесных пар и человеческий фактор не исключают ошибочного нанесения маркировки на ось с последующей ее корректировкой в условиях завода.

В результате этого, в пользовании владельцев подвижного состава находится не установленный по объему массив осей вагонных колесных пар с исправленной маркировкой. Указанные детали являются легитимными – изготовленными производителями в соответствии требованиями нормативной документации.

Документация для ремонтных предприятий.

2)Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от «15-16» октября 2019 г. № 71) утверждено извещение №2 об изменении с 01.01.2020 «Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм» РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017.

Указанное изменение устанавливает следующую редакцию п.28.2. РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017:

«Колесные пары исключают при наличии дефектов и износов оси, не допускающих ее дальнейшую эксплуатацию и ремонт, по указаниям железнодорожных администраций или владельцев инфраструктуры, а также колесные пары с осями РУ-1 и не подлежащими ремонту колесами и в случаях наличия в колесных парах осей:

- с отсутствующими или неясными и/или перебитыми знаками маркировки, клеймами, относящимися к изготовлению оси.

Примечание:

1.Неясные знаки маркировки и клейма – нанесенные на торец оси знак/знаки маркировки, клейма, относящиеся к изготовлению оси, не позволяющие однозначно трактовать номер оси.

2.Перебитые знаки маркировки или клейма – знак/знаки маркировки, клейма, относящиеся к изготовлению оси, нанесенные поверх старых или взамен зачищенных старых знаков маркировки или клейм.»

В результате введения в действия данного документа вагоноремонтные депо бракуют колесную пару с перебитой или исправленной маркировкой. И владельцу вагона практически невозможно доказать свою правоту и разбраковать деталь. Не помогаю даже документы от завода-изготовителя, которые иногда удается получить в качестве доказательства легитимности колесной пары (документальные признание завода о исправлении маркировки в процессе изготовления детали). В данной ситуации вагоноремонтные предприятия тоже можно понять – они находятся под постоянным прессингом контролирующих и карающих органов, поэтому предпочитают не связываться с подобными случаями. Проще забраковать, а остальное проблема собственника детали.

Таким образом, хозяйствующий субъект (владелец колесной пары с осью, имеющей исправленную маркировку) покупает легитимную (изготовленными производителями в соответствии требованиями нормативной документации) деталь, но выполнить ей ремонт не может, поскольку ремонт такой детали запрещен п.28.2. РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017.

Налицо противоречие извещения №2 (к протоколу от «15-16» октября 2019 г. № 71, утвержден Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества) об изменении с 01.01.2020 «Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм» РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 положениям государственных стандартов на изготовление осей грузовых вагонов (осей подвижного состава).

Указанное противоречие наносит имущественный ущерб владельцам колесных пар с осями, имеющими исправленную маркировку (вагоны с такими колесными парами не могут быть отремонтированы и использованы в перевозочном процессе).

Данный материал основан на реальных случаях. После нескольких подобных инцидентов пострадавшая сторона обратилась с запросом в Росжелдор с просьбой прокомментировать причину невозможности дальнейшей эксплуатации полностью легитимной колесной пары. Перед этим владелец колеса собрал полный пакет документов от завода-изготовителя, включая письмо-признание завода о факте проведения исправления маркировки в процессе изготовления, заверенные копии выписки из формы ВУ-90, паспорт оси и свидетельства о приемке.

В ответ от Росжелдора было получен следующий ответ:

«В 2019 году на шестьдесят восьмом заседании Комиссии вагонного хозяйства согласовано и на семьдесят первом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества утверждено Извещение № 2 об изменении «Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм» РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 (далее – РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017). Извещением № 2 об изменении РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 предусмотрено введение требования к браковке осей колесных пар с перебитыми знаками маркировки заводов-изготовителей, а также введение примечания об определении и отнесении осей с неясными и перебитыми знаками маркировки или клейм к браковочным критериям дефектов оси. Введение указанных требований позволяет исключить постановку под грузовые вагоны колесных пар с контрафактными или ранее забракованными осями. 

В 2022 году на семьдесят втором заседании Комиссии вагонного хозяйства рассмотрено предложение железнодорожной администрации Республики Узбекистан о применении осей с неясными и/или перебитыми клеймами, относящимися к изготовлению оси, при подтверждении положительных результатов ультразвукового контроля с внесением соответствующих изменений в нормативно-техническую документацию по ремонту и техническому обслуживанию грузовых вагонов. Решением большинства железнодорожных администраций, в том числе железнодорожной администрации Российской Федерации, принято решение, что в части требований к использованию осей с неясными и/или перебитыми клеймами, относящимися к изготовлению оси, необходимо руководствоваться требованиями РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017.

В соответствии с пунктом 6.2.12 ГОСТ 33200-2014 «Оси колесных пар железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия» не предусматривает исправление маркировки чистовых осей, а именно этот пункт является основным в правилах приемки осей (таблица 9 ГОСТ).

Вместе с тем по имеющейся информации в пункт 7.1.7 ГОСТ 31334-2007 «Оси для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия» планируется внесение следующих изменений: «При нечеткой маркировке чистовой оси допускается однократно исправлять ее путем полной обточки торца оси и повторного нанесения маркировки в холодном состоянии при условии, что обточка не выводит ось за пределы допускаемых отклонений на размеры».

Получается искусственно созданная круговая порука, в которой крайним остается ничего не нарушивший владелец вагона, которому остается только одна дорога – в суд. Но это очень затратный по времени и вложению сил путь, который к тому же не гарантирует положительного результата.

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner