НОВОСТИ
20 октября 2022

«Русская сталь» против роста тарифов РЖД

«Русская сталь» раскритиковала планируемый рост железнодорожных тарифов на 2023 год на 9,8%: по словам металлургов, рост тарифной нагрузки на отрасль составит 22%, что выше всех инфляционных прогнозов. Он нивелирует любой эффект от скидок, по которым сейчас они договариваются с ОАО РЖД. В монополии отмечают, что рост тарифов необходим для финансирования инвестпрограммы. По мнению экспертов, положение металлургов хуже, чем угольщиков, и спасти их может либо значительная господдержка, либо ослабление рубля.

“Ъ” ознакомился с письмом ассоциации «Русская сталь» (объединяет крупнейшие металлургические предприятия РФ) первому вице-премьеру Андрею Белоусову от 17 октября. В нем металлурги критикуют предложенную ОАО РЖД индексацию тарифов на 2023 год. В случае согласования предложений, предполагающих совокупное повышение тарифной нагрузки на 9,8% (см. “Ъ” от 14 сентября), «итоговый рост тарифной нагрузки год к году для перевозок металлов составит 22%», сообщается в письме. Планируемая инфляция гораздо ниже: по прогнозам ЦБ — 12–15%, Минэкономики — 13,4%, Минфина — 12,4%.

«В результате двухразовой индексации железнодорожных тарифов в 2022 году, укрепления курса рубля (с 70 руб./$ в начале года до 55 руб./$ в сентябре), снижения цен на металлопродукцию (стоимость поставки сляба на базисе FOB снизилась с $775 за тонну в январе до $467 за тонну в сентябре) и ограничений со стороны недружественных стран экспорт металлов находится в нулевой или отрицательной рентабельности»,— говорится в письме. Там отмечается, что ключевым ограничением при экспорте на новые рынки становится транспортная составляющая, которая на сентябрь «при отгрузках на Дальний Восток составляет до 30% от конечной стоимости продукции, при поставках через Азово-Черноморский бассейн достигает 20% при норме для металлов 5–7%».

В ОАО РЖД “Ъ” сообщили, что индексация тарифов обусловлена ростом расходов на организацию перевозок, а также необходимостью финансирования инвестпрограммы, в частности, для решения задач по развитию Восточного полигона, исходя из потребностей экономики страны в ускоренной переориентации туда грузов с западного направления.

«Русская сталь» также отмечает, что, в соответствии с августовским поручением президента РФ, правительству нужно принять дополнительные меры поддержки перевозок металлопродукции. Но скидки к тарифу, которые прорабатываются, фактически будут нивелированы в результате индексации.

Источник в отрасли говорит, что поручения президента «по факту не выполнены: только отдельным металлургическим компаниями ОАО РЖД согласовало скидки, при этом даже для этих компаний предложенный вариант скидки дает нулевой экономический эффект и действует только до конца года». В связи с этим, по его словам, компании от скидок отказались и продолжают работу с ОАО РЖД по новым вариантам.

В ОАО РЖД заявляют, что отслеживают ситуацию на рынке перевозок и у компании есть «необходимые инструменты тарифного регулирования, в том числе для металлургических предприятий, чтобы гибко реагировать на изменения конъюнктуры и не допустить оттока грузов».

Сейчас, добавляют в ОАО РЖД, идет работа по обращениям ООО УК ПМХ, ПАО ММК, ООО «Евраз ТК», ООО «Новосталь-М». Ранее замгендиректора ОАО РЖД Алексей Шило отмечал, что основным сдерживающим фактором в предоставлении скидок выступает неготовность металлургов гарантировать объемы (см. “Ъ” от 3 октября).

Если у угольщиков, кроме находящихся в более тяжелом положении компаний из Хакасии, рентабельность экспортных поставок пока положительная, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, то у металлургов ситуация гораздо хуже. В этот год они входили с большой финансовой подушкой на фоне высокой рентабельности по итогам 2021 года, однако на 2023 год резервов уже не остается. При этом утраченные экспортные рынки были высокомаржинальными и дефицитными, тогда как рынки Азии профицитны, и рентабельность экспортных отправок у металлургов по большинству продуктов либо отрицательная, либо близка к нулю.

Повышение тарифов для металлургии «убийственно» и чревато снижением производства и выводом из эксплуатации части мощностей, полагает эксперт. По его мнению, поддержать металлургов может ослабление рубля хотя бы до 70–75 руб./$, либо снижение налоговой нагрузки, либо субсидии или скидки, способные частично компенсировать логистические расходы.

КОММЕРСАНТ

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner