НОВОСТИ
02 сентября 2022

Что мы хотим этим достичь?

Юлия Лощакова, руководитель рабочей группы по вопросам тарифного регулирования и ценообразования при президиуме СОЖТ

Текущие условия осуществления перевозок являются беспрецедентными, пожалуй, за всю историю с момента создания ОАО «РЖД». Изменения грузопотоков происходили и раньше, но все эти процессы были поступательными и прогнозируемыми, что позволяло в том числе проводить и своевременную адаптацию тарифной системы.

Сегодня же, помимо перестройки грузопотоков, параллельно идут существенные изменения и в пассажирском движении в связи с ограничением авиасообщения, что непосредственно влияет на возможности перевозок грузов, а также на перераспределение затрат между грузовым и пассажирским движением. Соответственно, текущие стрессовые условия не могут и не должны являться основой для тарифной системы, использование которой имеет сверхдолгосрочный характер.

В связи с этим 2022–2023 гг. нужно посвятить методологической работе построения новой тарифной системы: определить концепцию нового прейскуранта, методологию его построения, в том числе по тарифным составляющим, и уже по итогам данной работы на затратной базе минимум 2023 года (а лучше 2024 г.) начинать производить первичные расчеты.

Что касается доходности ОАО «РЖД», то без переработки тарифной системы есть достаточное количество других инструментов, ее обеспечивающих на требуемом уровне: индексация тарифов, изменение тарифов в рамках ценовых пределов, различные целевые надбавки.

Крайне важным аспектом является выделение тарифных составляющих. При реализации данной работы ответить придется на множество вопросов как по услугам/операциям, входящим в тариф (для закрепления их за той или иной тарифной составляющей), так и по затратам для соответствующих хозяйств.
Другой важной функцией данной работы является четкое понимание, какой в реальности генерирует составляющая денежный поток, насколько доходен соответствующий вид деятельности, достаточно ли доходов от него для инвестиционной деятельности.

К чему приведет изменение тарифной формулы для грузовладельцев? Все зависит от того, каковы цели разработки нового прейскуранта и как будет организована работа. Действующий прейскурант разрабатывался в довольно публичных условиях, и процесс этот занял 3 года. При его разработке ставились следующие цели: переработка тарифной системы под новую нормативно-правовую базу, выделение вагонной составляющей и максимально возможное сохранение тарифной нагрузки как для предприятий в целом, так и для отраслей.

Безусловно, при его принятии для грузоотправителей произошли ценовые изменения, в том числе и в части перекрестного субсидирования (например, была увеличена тарифная нагрузка на нефтяной сектор), но в целом изменения не носили кардинального характера, а также была выстроена достаточно эффективная система точечной корректировки и донастройки (уже буквально через 3 месяца были внесены первые изменения).

В текущих условиях цели разработки нового прейскуранта являются довольно туманными: потребность в изменении перекрестного субсидирования не является основополагающим фактором переработки всей тарифной системы, так как применяется уже к готовой базовой системе тарифов, по сути, завершая процесс ее формирования. Других же внятных доводов, зачем нам менять методологию прейскуранта (не тарифные ставки, которые можно изменять и с помощью других инструментов, не залезая в методологию построения тарифов) и что мы хотим этим достичь, ни от монополии, ни от регуляторов не звучит.

https://www.rzd-partner.ru/

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner