27 апреля 2022

Спрос будет удовлетворён

Суммарная мощность тепловозов, закупленных ОАО «РЖД» в прошлом году, составила 989 тыс. кВт, что на 16% больше, чем в 2020 году. Это свидетельствует о росте интереса компании к локомотивам повышенной мощности для использования прежде всего на неэлектрифицированных участках БАМа. Такие данные были озвучены на состоявшемся в конце прошлой недели общем собрании членов Некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ»), подводившего итоги работы в 2021 году. Большое внимание на встрече было уделено вопросам импортозамещения.

Импортозамещение цельнокатаных колёс

По данным президента НП «ОПЖТ» Валентина Гапановича, на железных дорогах стран Евразийского экономического союза в прошлом году наблюдался рост перевозок, который производители железнодорожной техники обеспечили подвижным составом. Так, объём грузовой перевозочной работы РЖД составил 3 трлн 320 млрд ткм, что на 3% больше, чем в 2020 году. Белорусская железная дорога выполнила объём в 44,4 млрд ткм с ростом на 4,7%. Показатели Казахстанской железной дороги – 239 млрд ткм, что на 3% больше, чем в 2020 году.

На направлении Китай – Европа – Китай, как отметил Валентин Гапанович, был зафиксирован 27-процентный рост транзитных контейнерных перевозок – 692,5 тыс. ДФЭ в минувшем году.

По информации Минпромторга России, производство железнодорожного подвижного состава в прошлом году сохранилось на уровне 2020 года – в объёме около 540 млрд руб. При этом, по информации ОПЖТ, в 2021 году на 36,5% вырос экспорт продукции железнодорожного машиностроения, произведённой в России.
«Рост объёмов перевозок на Восточном полигоне сети, прежде всего на неэлектрифицированных участках БАМа, обеспечен ростом производства магистральных тепловозов повышенной мощности», – считает Валентин Гапанович.

Так, в прошлом году на 9,5% – до 62 448 штук – выросло производство грузовых вагонов. При этом выпуск электровозов сократился на 5% – с 335 до 295 единиц. Снизился также выпуск пассажирских вагонов: с 1131 в 2020 году до 1095 в 2021-м. На 41% – до 470 единиц – упало производство моторвагонного подвижного состава. На 46% – до 335 – снизилось производство путевых машин.

Важным итогом минувшего года стало преодоление имевшегося ранее дефицита цельнокатаных колёс. Благодаря введению новых производственных мощностей объём выпуска цельнокатаных колёс на предприятиях стран Таможенного союза составил 1 млн 503 тыс. единиц, что на 21% больше, чем в 2020 году.
«При этом импорт снизился на 79,4% – с 267 до 55 тыс. штук, что свидетельствует о реализации программы импортозамещения у отечественных производителей», – говорит Валентин Гапанович.

По оценкам ОПЖТ, объём производства цельнокатаных колёс в 2022 году составит 1 млн 745 тыс. единиц.

Цифровая трансформация

Важными для партнёрства и всего железнодорожного машиностроения являются проекты в области цифровой трансформации отрасли.

В рамках реализации разработанной ОПЖТ Концепции «Цифровая экосистема управления жизненным циклом грузового подвижного состава», ориентированной в первую очередь на его собственников, Валентин Гапанович выделил два основных направления работы: разработка и внедрение электронного паспорта (формуляра) грузового вагона и обеспечение жизненного цикла грузового вагона в эксплуатации путём расширения базы данных вновь изготовленных составных частей (реализуемый проект АС «Электронный инспектор») и создании базы данных составных частей в ремонте и эксплуатации.

По итогам 2021 года в АС «Электронный инспектор» принимают участие 34 предприятия, и в его базу данных внесено более 1 млн деталей. В текущем году планируется расширение до 47 предприятий и более 5 млн деталей.

Также, по мнению Валентина Гапановича, важной задачей цифровой трансформации является переход от паспорта грузового вагона к электронному формуляру, в который вносятся данные в процессе эксплуатации. Существующие формы паспортов значительно устарели и не позволяют отслеживать жизненный цикл подвижного состава.

Электронный паспорт вагона состоит из трёх разделов – первый раздел заполняется на вагоностроительном предприятии, второй раздел заполняет владелец вагона, а третий – вагоноремонтные предприятия. Использование такого формуляра позволит отслеживать в режиме реального времени техническое состояние подвижного состава, проведённые ремонты и движение в эксплуатации (пробег, хранение, пересылка, исключение из эксплуатации и утилизация).

Помимо участия в вышеперечисленных проектах в числе основных задач ОПЖТ в 2022 году Валентин Гапанович назвал взаимодействие с органами власти в сфере поддержки организаций – членов партнёрства; содействие их участию в реализации государственных программ; разработку нормативной документации, порядка аттестации, верификации и валидации нестандартизованных методик испытаний; экспертизу в области локализации продукции железнодорожного машиностроения, а также участие в практической реализации постановления Правительства РФ № 353 от 12.03.2022 в области требований по оценке соответствия продукции, подлежащей обязательной сертификации.

Гудок

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner