НОВОСТИ
07 апреля 2022

Сильнее всего снизилась погрузка зерна

За первые три месяца 2022 г., по оперативным данным, на сети «Российских железных дорог» (РЖД) погрузка, которая традиционно не учитывает транзит и импортные грузы, составила 307,9 млн т, что лишь на 0,2% выше, чем в I квартале 2021 г.

Сильнее всего выросла погрузка кокса – 2,6 млн т (+1,1%), нефтеналивных грузов – 55,4 млн т (+2,2%), железной руды – 29,1 млн т (+1,1%), черных металлов – 18 млн т (+5,8%), цемента – 4,8 млн т (+6,8%), промышленного сырья – 8,3 млн т (+7,5%). Кроме того, в положительную зону, по данным РЖД, вышла погрузка строительных грузов, выросшая на 0,5% до 26,4 млн т.

За первые три месяца 2022 г. сильнее всего снизилась погрузка зерна, которая составила 5,6 млн т (-25%), лесных грузов – 8,9 млн т (-15,4%), цветной руды и серного сырья – 4,3 млн т (-9%), лома черных металлов – 2,9 млн т (-8%), а также химических и минеральных удобрений – 16 млн т (-2,8%). Снижение перевозок угля составило 0,9% – до 91,2 млн т.

В марте погрузка составила 106,7 млн т. Это на 2,4% меньше, чем в тот же месяц 2021 г. На этот месяц РЖД планировала среднесуточную погрузку, по данным источников «Интерфакса», на уровне 3,44 млн т.

По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в марте на фоне антироссийских санкций сильнее всего просели перевозки угля (-1,3 млн т), нефти и нефтепродуктов (-1 млн т) и удобрений (-0,4 млн т). По словам заместителя гендиректора ИПЕМа Владимира Савчука, падение погрузки наблюдалось преимущественно в направлении портов Северо-Запада и Мурманска «в связи с ограничениями логистики и доступа российской продукции на внешние рынки». Также, по данным ИПЕМа, сократились на 0,6 млн т перевозки лесных грузов, что «связано с политикой России по ограничению экспорта необработанной древесины и повышению глубины переработки внутри страны». Савчук обращает внимание, что в марте отдельные грузы стали активнее перевозить по железной дороге, из-за того что при снижении экспорта она стала доступнее. Прежде всего благодаря этому увеличилась погрузка на сети РЖД строительных грузов, отмечает эксперт. Также выросли перевозки черных металлов, лома, железной руды и прочих грузов.

По подсчетам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, упущенная выгода РЖД от падения погрузки в марте составила 3–5 млрд руб. Основной причиной спада погрузки в РЖД называют прекращение перевозок в направлении Украины, в том числе транзитных.

Они были полностью остановлены после начала 24 февраля 2022 г. специальной операции России на Украине. После этого ЕС, США, Великобритания и ряд других стран ввели против России беспрецедентные санкции, предусматривающие в том числе ограничения на импорт и экспорт грузов.

По данным «Infoline-аналитики», перевозки из России в направлении Украины по железной дороге в январе 2022 г. составили почти 2,5 млн т, в структуре доминировали уголь (около 1,4 млн т), руда (0,5 млн т) и нефтеналивные грузы (около 0,2 млн т). Таким образом, по словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, основной вклад в снижение погрузки – это именно прекращение перевозок через Украину.

Гришунин добавил, что риски падения на фоне многочисленных отказов международных [морских] перевозчиков от заходов в российские порты в начале марта казались значительными. Но на практике оказалось, что эффект не так велик, а рост отгрузок стройматериалов позволил во многом компенсировать потери от поставок в адрес украинских портов и потребителей. 

Данных по погрузке отдельных видов грузов за март в РЖД не предоставили. Значительного сокращения погрузки в адрес портов Азово-Черноморского бассейна в марте не фиксировалось. В частности, по словам представителя ОТЭКО (владеет терминалами в порту Тамань), отмечался рост грузопотока. «В марте 2022 г. объем перевалки составил 3,2 млн т. А по итогам I квартала 2022 г. достиг 9,44 млн т, что на 53% выше, чем в I квартале 2021 г.», – добавил он.

Лето под угрозой
Но эксперты прогнозируют ухудшение ситуации с погрузкой на сети РЖД уже в апреле. По мнению Гришунина, переориентировать перевозки угля на восток не получится в связи с перегрузкой данного направления. Он подчеркивает, что поставки угля через западные порты сейчас затруднены из-за многочисленных логистических ограничений со стороны иностранных государств, запрещающих заходы российских судов в порты.

Бурмистров прогнозирует пик снижения погрузки на железной дороге в РФ летом на фоне падения добычи угля, нефти и руды из-за санкций, а также снижения производства у металлургов. «Перевозки в направлении Европы из-за санкций существенно сократятся, а и без того ограниченные возможности Восточного полигона (БАМ и Транссиб) будут дополнительно снижены в период активных ремонтных работ», – сказал он.

По итогам первого полугодия 2022 г. есть риск снижения погрузки на 3–4%, прогнозирует Гришунин. По его словам, в основном отрицательная динамика ожидается по перевозкам угля и зерновых в адрес западных портов.

«По оперативному прогнозу ИПЕМа, падение во II квартале 2022 г. может составить не более 10% погрузки на сети РЖД в зависимости от сценариев адаптации логистических цепочек к санкционной политике, формирования новых кооперационных связей в промышленности и переключения грузов на железную дорогу с других видов транспорта», – добавил Савчук. Бурмистров считает снижение погрузки на 10% благоприятным сценарием для РЖД.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов прогнозирует по итогам 2022 г. падение объемов погрузки до 20%. «Даже если геополитическая ситуация нормализуется, часть иностранных компаний могут полностью отказаться от российских товаров. Могут пострадать перевозки отечественных энергоносителей, металлопродукции, лесных грузов, удобрений, химпродукции», – сказал он. Транзит грузов через территорию России, по его оценкам, может упасть на 20–30%.

По итогам 2022 г. РЖД ранее прогнозировала рост погрузки на 2,4% до 1,3 млрд т. Новых прогнозов монополия не давала.

По словам зампредседателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Дениса Семенкина, на фоне геополитической напряженности будет происходить перенастройка процессов перевалки на прибалтийские и финские порты. Также появятся схемы доставки грузов в ЕС, в которых будут использоваться промежуточные пункты перевалки, например, в Турции и Грузии (так называемые страны-буферы), добавил он. Семенкин также обратил внимание на закрытие угольных шахт в ЕС, что не позволит быстро отказаться от российского угля, поэтому серьезного падения в тоннаже он не ждет. «Если в ближайшие месяцы будет запущен погранпереход Ленинский – Китай, то это разрядит обстановку на юге Приморского края и позволит везти дополнительные объемы грузов на восток», – добавил Семенкин.

Снижение объемов перевозок может быть значительно выше при полном закрытии европейских границ для российских грузов. Заместитель министра инфраструктуры Украины Мустафа Найем заявлял 4 апреля, что Польша, Латвия, Литва и Эстония в ближайшие 48−72 часа «начнут процесс полной изоляции от России».

«Ведомости» направили запросы в железнодорожные администрации прибалтийских стран и Польши. Крупнейшие железнодорожные операторы РФ и грузоотправители на момент сдачи номера не ответили на запросы.

РУСАГРОТРАНС

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner