НОВОСТИ
19 декабря 2021

Время рекордов подходит к концу

Ключевые тенденции в сфере вагонного хозяйства обсудили на XIX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство».

Время рекордов подходит к концу

Как уточнил руководитель департамента маркетинга «РМ Рейл» Георгий Зобов, по итогам 2021 года производители выпустят около 61 тыс. грузовых вагонов. Соответствующий прогноз подтвердил начальник управления маркетинга и стратегического планирования АО «Уралвагонзавод-Транс» Станислав Золотарев. По данным АО «Уралвагонзавод-Транс», всего за 10 месяцев 2021 года отечественные вагоностроители произвели 51,6 тыс. вагонов (по отношению к предыдущему периоду был зафиксирован рост на 14,6%). Если так продолжится и дальше, то рынок к концу 2021-го может составить более 62 тыс. вагонов (это больше, чем в 2020 г., на 10,8%).

Увеличение доли фитинговых платформ назвал ключевым трендом 2021 года Александр Слободяник, заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ. По подсчетам института, доля платформ в структуре производств выросла на 15 п. п. за 10 месяцев 2021 года в сравнении с аналогичным периодом 2020-го, до 33%.

За счет изменения структуры выпуска вагонов доля самого массового типа подвижного состава, полувагона, сократилась, по оценке ИПЕМ, с 38,1 до 35,2%. Несмотря на это в абсолютных величинах наблюдается рост производства. За 10 месяцев 2021-го произведено свыше 18 тыс. полувагонов, что на 5% выше уровня прошлого года. Основным драйвером выступили отправки угля на экспорт. За 11 месяцев они выросли на 10,8%, причем по всем направлениям.

А. Слободяник также поделился результатами опроса ИПЕМ участников рынка. Среди респондентов 61% отметили дефицит полувагонов на сети РЖД, 63% – фитинговых платформ, 67% – контейнеров. Однако свыше 45% опрошенных ожидают смены дефицита на профицит уже к концу 2022 года. «Сейчас выпуск растет, но в ряде сегментов скоро произойдет насыщение (фитинговые платформы) и даже сформируется профицит (полувагоны). Низкий уровень спроса также будет связан с низким объемом списаний», – подчеркнул эксперт.

Как считает С. Золотарев, начиная с 2022 года рынок производства вагонов будет сокращаться. В основном это коснется полувагонов, фитинговых платформ, а также крытых вагонов.

Однако резкого падения ждать не стоит. К примеру, в «РМ Рейл» спрос на будущий год оценивают примерно в 55 тыс. вагонов, что вовсе не мало. Как считает С. Золотарев, легкий дефицит полувагонов будет наблюдаться и в 2022-м (1,46 тыс. вагонов). «Поэтому, если кардинально ничего не поменяется, например тарифы, то 2022 год по полувагону должен быть не хуже 2021-го. Низкий спрос, который прогнозировался в 2023–2024 гг., переносится на период 2024–2025 гг.», – поделился эксперт.

Исходя из озвученного в АО «Уралвагонзавод-Транс» пришли к следующим выводам. В сегменте полувагонов отмечен номинально большой профицит (30–70 тыс. вагонов). Однако фактический парк меньше потребного. При расшивке Восточного полигона может появиться дополнительный спрос на производство 90 тыс. полувагонов в течение 3 лет.

В сегменте крытых вагонов наблюдается спад спроса. Закупается столько, сколько списывается. Рынок крытых вагонов из года в год в общей структуре производства вагонов постоянен. У АО «Алтайвагон» из-за падения общего рынка вагоностроения также падают объемы производства крытых вагонов. Объемы производства у прочих производителей небольшие и пока постоянны.

Спрос на платформы также сокращается. В ближайшее время можно ожидать насыщения рынка. Вместе с тем возможен рост выпуска с 2022 года универсальных платформ.

Начался рост спроса на цистерны для перевозки нефти и пищевые цистерны. Спрос на цистерны для перевозки химии небольшой, но постоянный. Как считает С. Золотарев, этот сегмент очень емкий. Спрос будет расти за счет естественного списания, рост которого ожидается в 2022–2023 гг.

В сегменте вагонов-хопперов спрос повышается за счет зерновозов (так как экспорт зерновых растет), также позитивные прогнозы эксперт дает по рынку минераловозов и цементовозов.

Кроме того, прогнозируется спрос на спецпарк со стороны ЦДИ ОАО «РЖД» на уровне 3 тыс. вагонов в год с 2022 года.

РЖД-Партнер

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner