НОВОСТИ
15 декабря 2021

Средние ставки аренды полувагона

ОБЗОР РАБОТЫ ГРУЗОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА - 9 МЕСЯЦЕВ 2021 Г.

В третьем квартале продолжалось восстановление ставок аренды вагонов. Средняя арендная ставка (по шести родам подвижного состава), по данным журнала «Промышленные грузы», в Российской Федерации в течении третьего квартала продолжала увеличиваться и составила в сентябре 1225 руб.1 (рост к декабрю 2020 г. зафиксирован по всем родам подвижного состава, кроме зерновозов).

Рис.24 Динамика ставок аренды вагонов, в 2019 -2021 гг2. (без НДС). рублей за вагон в сутки

Средняя суточная ставка аренды3 полувагона в сентябре 2021 году составила 1125 руб., что на 32% выше, чем в июне 2021 и на 50% выше, чем в декабре 2020 г. Суточная ставка аренды цистерны для нефтепродуктов в сентябре 2021 г. составила 1050 руб. (+20 % к декабрю 2020 г., крытого вагона – 1150 руб. (+4,5% к декабрю 2020 г.).

Как видно из рис. 24, ставки аренды полувагона на протяжении второй половины 2019 г. и всего 2020 г. снижались, достигнув «дна» на рубеже 2020 и 2021 г. (в январе 2021 была зафиксирована нижняя точка динамики этого показателя – 700 рублей за вагон в сутки и на этом уровне ставки находились весь первый квартал). Но затем, во втором квартале – особенно в мае и июне - начали отыгрывать это снижение. К сентябрю ставки выросли на 60% к уровню нижней точки спада. Однако они остаются на 37% ниже, чем в среднем в 2019 г. и на 35% ниже, чем в среднем в 2018 г. Динамика ставок аренды полувагона (среднегодовые показатели) с 2012 г. приведены в Приложении 2.

Здесь необходимо отметить, что 2020 г. был кризисным для операторов подвижного состава. Например, согласно данным издания «Промышленные грузы», ставки аренды полувагона в среднем в 2020 году были примерно на 50% ниже, чем в 2019 г. (в среднем за 12 мес. 2019 г.), а во втором полугодии 2020 г. и в первом квартале 2021 г. - примерно на 60% ниже, чем 2019 г.. Что неудивительно, учитывая снижение спроса. (Рынок операторов – это рыночный сегмент и цены не могут не реагировать на динамику спроса на перевозки). Однако, в 2021 г. началось восстановление спроса вследствие восстановления промышленности и роста погрузки. Начиная со второго квартала 2021 г. и весь третий квартал наблюдается значительный рост потребности в полувагонах, обусловленный, в первую очередь, увеличением погрузки угля (см. раздел 1 настоящего Обзора). Подобный рост погрузки угля стал следствием, в том числе увеличения цен на уголь в Европе в 2021 г. Подобный рост цен на уголь (см. Приложение 3) привёл к ажиотажному спросу на полувагоны. Кроме того, ещё одним детонатором роста ставок стало строительство автодороги «М-12» Москва – Нижний Новгород – Казань, которое привело к росту спроса на полувагоны со стороны грузоотправителей щебня. В целом по сети погрузка строительных грузов снизилась, но это снижение было распределено по множеству регионов и грузоотправителей, а увеличение спроса на щебень для строительства автотрассы сконцентрировано в нескольких регионах, что тоже, по оценкам участников рынка, «разогрело» цены. Ситуация для строительных грузов была усугублена тем, что грузоотправители, «привыкнув» к тренду на снижение ставки в предыдущие годы, не заключали долгосрочных контрактов и, поскольку в условиях повышенного спроса на полувагоны, операторы в первую очередь обеспечивали заявки по долгосрочным контрактам, дисбаланс цены и предложения на спотовом рынке оказался более ярко выражен.

Таким образом, резкое увеличение спроса определило и текущий рост цены услуг на предоставление полувагонов для перевозок и ажиотажный спрос на полувагоны и ощущение дефицита полувагонов.

Впрочем, отчасти ответом на это стало постепенное вовлечение в процесс перевозок полувагонов, ранее стоящих в отстое либо в ожидании отложенных ремонтов. Так, если во 2-3 квартале 2020 г. количество только полувагонов, простаивавших без грузовых операций более 30 суток составляло от 30 до 70 тыс. единиц, то к 3 кварталу 2021 г. эта величина снизилась до 15-18 тыс. единиц, что можно считать историческим минимумом. (О причинах выведения вагонов из оборота на время снижения спроса в т.ч. отставления1 их в отстой - см. выпуск Обзора по итогам 6 месяцев 2021 г.)

Здесь необходимо отметить, что общий индекс цен производителей промышленных товаров в последние годы показывает существенный рост. Накопленный прирост за 3 года и 9 месяцев, т.е. в сентябре 2021 г. по отношению к декабрю 2017 г., составил, по данным Росстата, +37,7 %, (в том числе рост в сентябре 2021 к декабрю 2020 г. +23,6%), а ставки операторских компаний, несмотря на отдельные колебания, в целом за тот же период снизились на 29,7% (см. табл. 7).

Таблица 7

Изменение цен производителей промышленных товаров и ставки аренды

На рис. 25 приведена долгосрочная динамика ставки аренды полувагона на фоне динамики индексации тарифов РЖД за 2008-2021 гг.

Средние ставки аренды полувагона в 2012-2021 гг., руб. за вагон в сутки

Динамика ставки аренды полувагона и цен на коксующийся уголь с января 2019 г. по сентябрь 2021 г.

 

 

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner