НОВОСТИ
13 августа 2021

"Шок" – позитивный и негативный

С чем связан рост спроса на перевозку в полувагонах и какие меры принимают компании для организации бесперебойной доставки грузов, "Гудку" рассказали эксперты.

Леонид Воронин, первый заместитель генерального директора АО "ФГК"

Несмотря на увеличение парка вагонов на сети ОАО "РЖД" за последние два года, в ряде регионов сегодня фиксируется дефицит в сегменте полувагонов. Основной причиной явился рост отгрузки угля на экспорт, значительно превысивший прогнозные данные на 2021 год.

Сегодня существует локальная нехватка парка в отдельно взятых районах погрузки, связана она в первую очередь с тем, что вагоны задействованы не оптимально. На фоне резкого роста мировых цен на уголь грузоотправители заявляют большие объемы на экспорт. Однако нужно понимать, что инфраструктура (портовая и железнодорожная) имеет ограничения по объему, что приводит к излишним простоям вагонов, в частности при выгрузке и на подходах к портам.

Таким образом, оборот вагона в этом году резко вырос – более чем на сутки, что приводит к большему потребному парку (одни сутки – это примерно +30 тыс. потребного парка под тот же объем). При этом суммарная погрузка в полувагоны на сети ОАО "РЖД" в июле этого года всего на 2% превышает уровень аналогичного периода 2019 года, тогда как парк полувагонов на сети за два года вырос на 7,5%. По всем расчетам, если бы не рост оборота, парка должно хватать с избытком. Важно отметить, что сейчас еще оказывает влияние высокий сезон погрузки, который скоро пойдет на спад. Мы ожидаем, что с наступлением зимы ситуация нормализуется.

Сейчас особенно сильно нехватка вагонов ощущается в рыночном спотовом сегменте. Для того чтобы помочь компаниям малого и среднего бизнеса, АО "ФГК" в текущем году продолжает регулярно предоставлять полувагоны через электронную торговую площадку "Грузовые перевозки" (ЭТП ГП).

Всего посредством ЭТП ГП клиентам предоставлено около 40,6 тыс. полувагонов (26 тыс. из них погружено в розничном сегменте, 14 тыс. полувагонов – через торги лотами). Необходимо отметить возрастающий спрос со стороны грузовладельцев к предлагаемому формату оказания услуг на перевозки грузов железнодорожным транспортом: в январе продано 2,7 тыс. вагонов, в июне – 3,3 тыс. вагонов, а на август запланировано уже 7,3 тыс. вагонов.

Артур Нурмухамедов, генеральный директор ABC-Rail

Сегодня наблюдается увеличение спроса на крытые вагоны, полувагоны и специализированный подвижной состав. Но формально на сети отмечается профицит вагонов.

Общий парк грузовых вагонов на сети оценивается в 1,218 млн единиц, а эксплуатируемый – 1,012 млн. По-прежнему не используется около 200 тыс. единиц подвижного состава, формально не списанных и находящихся в эксплуатации. Однако большую часть этого резерва невозможно использовать прямо сейчас. Много вагонов разукомплектовано, они стали донорами запасных частей. Часть вагонов, примерно 25 тыс. единиц, ждет ремонта, а его приходится откладывать из-за подорожания комплектующих. Примерно столько же вагонов могут отправиться в отцепочный ремонт в любой момент из-за износа ключевых узлов и гребня колес.

В ряде регионов возникла нехватка крытых вагонов и полувагонов. На мой взгляд, это связано с просчетами грузовладельцев и операторов при планировании погрузки и неготовностью грузовладельцев принять текущий рост арендных ставок на подвижной состав.

Арендные ставки, на мой взгляд, отражают реальную ситуацию с парком. Они растут с марта этого года практически на все типы вагонов, кроме универсальных платформ и нефтебензиновых цистерн. Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в пределах 5% (на полувагоны – как самый показательный пример). До ставок 2019 года еще далеко, но тенденция видна и повышение явно продолжится осенью.

Спрос продолжит расти на полувагоны (их больше всего оказалось в ремонте) и на некоторый специализированный подвижной состав, в частности хопперы-зерновозы и фитинговые платформы. Несмотря на всеобщее увлечение контейнеризацией грузов, спрос на крытые вагоны уверенно растет вместе с арендными ставками на них. Сейчас явно настал период мобилизовать имеющиеся вагоны для перевозок. С учетом прогнозов погрузки до конца года про ускоренное списание парка операторы, скорее всего, задумываться не будут.

Сергей Толстоухов, директор по логистике ОМК

Причинами нехватки полувагонов для перевозок являются стремительное восстановление отрасли после пандемии, рост объемов отгрузки угля на экспорт и сезонные путевые работы на сети. Заключение долгосрочных контрактов на предоставление подвижного состава позволяет нашей компании закрывать потребность в парке.

Год назад мы прогнозировали плавный рост грузоперевозок. Однако восстановление после локдауна 2020 года оказалось более быстрым, чем планировали аналитики. Скачок мировых цен на уголь и металлы в первом полугодии 2021 года спровоцировал рост объемов их отгрузки, особенно на экспорт. Кроме того, началась реализация крупного инфраструктурного проекта – строительство трассы Москва – Казань, куда собственники направили часть вагонов для обеспечения перевозки строительных грузов.

На этом фоне операторы не успевают своевременно ввести в эксплуатацию парк подвижного состава, который отправили в отстой в период профицита вагонов и низких ставок. Чтобы вернуть эти вагоны в работу, нужно время на их ремонт. Ситуацию усугубляют существующие ограничения инфраструктуры ОАО "РЖД", в том числе связанные с сезонными путевыми работами, особенно на Восточном полигоне, и пассажирским движением на южном направлении.

Ключевой вид подвижного состава, который мы используем, – это полувагоны. С учетом потребности рынка и инвентарного парка данного подвижного состава в настоящее время должен быть достигнут баланс. Однако из-за увеличенного времени оборота вагонов на сети предложение полувагонов на рынке сократилось. Чтобы обеспечивать бесперебойную поставку сырья и отгрузку продукции клиентам, в начале 2021 года выксунский завод "ОМК" заключил долгосрочные сервисные контракты с основными крупными операторами. Сейчас они гарантированно закрывают большую часть наших потребностей в полувагонах. Помимо этого почти ежедневно мы находимся на связи со структурами ОАО "РЖД" по планированию поставок и вывоза продукции.

Цыганов Андрей, начальник аналитического департамента ПАО "ТрансФин-М"

Сегодня наблюдается повышение спроса на специализированные вагоны - хопперы-зерновозы (из-за необходимости в уборки урожая) и хопперы цементовозы (из-за увеличения строительной активности). Также увеличилась потребность в полувагонах. Причиной этому стал рост спроса на уголь в Китае и странах Европы. При этом доля неисправного парка летом текущего года выросла до 7%.

Рынок оперирования подвижным составом развивается под воздействием долгосрочных циклических трендов и целого ряда краткосрочных разовых "шоков" – как позитивных, так и негативных. Летом 2021 года повышение спроса на полувагоны и определенный восстановительный рост ставок на них были вызваны скорее второй группой факторов.

Одна из основных причин роста перевозок в полувагонах – спрос на уголь со стороны как стран Азиатского-Тихоокеанского региона (в первую очередь, Китая), так и Европы. Китайская экономика быстрее всех оправилась от воздействия пандемии COVID-19 и, как следствие, нарастила потребление сырьевых товаров, в то время как многие поставщики угля были вынуждены ограничить добычу из-за коронавируса. На европейском же рынке рост цен на газ снизил конкурентоспособность этого вида топлива и увеличил потребление угля в энергетике.

Другая важная причина заключается в системном механизме саморегулирования рынка полувагонов. В периоды профицита парка и низкой ставки оперирования некоторые компании вынуждены отставлять парк от эксплуатации ввиду нехватки финансовых ресурсов для проведения плановых видов ремонта или покупки дорогих узлов и деталей. Таким образом, часть формально профицитного парка не может быть моментально возвращена в оперирование – необходимо некоторое время для генерирования необходимого денежного потока для фактического проведения ремонта.

Таким образом, на рынке полувагонов сложилась резонансная ситуация: на фоне большой доли неисправного парка возникло оживление спроса на подвижной состав. Если условно "нормальная" доля несправного парка составляет около 3% парка, то летом 2021 года она выросла до 7 %. Что примечательно, в августе она впервые начала падать.

Помимо полувагонов, на рынке растет спрос на хопперы-зерновозы в преддверие уборки урожая, хопперы цементовозы – вследствие увеличения строительной активности, а также фитинговые платформы – из-за постоянно растущих объемов контейнерных перевозок.

Некоторая стагнация наблюдается в сегменте нефтебензиновых цистерн. В июле впервые за длительное время снизилась погрузка минеральных удобрений после нескольких лет рекордных перевозок. Тем не менее, говорить о системном спаде в этом сегменте преждевременно.

НПК

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner