НОВОСТИ
23 мая 2021

Из крытых в контейнеры: перейти или остаться?

За последние 10 лет наблюдается устойчивая тенденция к сокращению объемов перевозок грузов в крытых вагонах. В прошлом году в крытых вагонах было перевезено 32,8 млн т грузов. Но по прогнозам, все больше грузов будет переключаться с этого вида подвижного состава на контейнеры.

В тренде – большекубовость

С 2018 года на рынке производства и закупок крытых вагонов наблюдается оживление.

Увеличение объема закупок крытых вагонов происходит на фоне сокращения их грузовой базы и ставок аренды. В прошлом году, по данным ИПЕМ, погрузка в крытые вагоны снизилась на 2,7%. Отчасти это связано с переключением грузоотправителей на контейнерные отправки. «Основная причина увеличения объема закупок крытых вагонов связана с уже произошедшим и ожидаемым их существенным списанием в ближайшие годы. В 2017–2020 гг. было списано свыше 10 тыс. крытых вагонов, а в ближайшие 5 лет объем списания составит около 14 тыс., или порядка 25% парка», – говорит заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Слободяник.

Парк крытых вагонов по структуре делится на три категории исходя из объема кузова (что связано с фактором коммерческой пригодности в различных клиентских нишах): малокубовый, среднекубовый и большекубовый.

Спрос на последний тип вагонов в последнее время обусловлен двумя факторами. Во-первых, продолжающееся естественное выбытие парка малокубовых вагонов по сроку службы. Во-вторых, рост потребности использования большекубового парка в конкретных нишах в 2020 году по сравнению с 2017-м: целлюлозно-бумажная промышленность, строительные грузы, деревообработка. А также способность грузоотправителей из этих сегментов платить повышенную относительно среднерыночной ставку именно за тот логистический эффект, который дает большекубовый вагон.

Стоит отметить, что рынок получил сейчас столько большекубовых вагонов, сколько необходимо для балансировки грузовой базы, парка и оборота вагонов (в 2020 г. выпуск таких вагонов составил 85% от всех крытых).

«По нашим прогнозам, постройка крытого подвижного состава в 2021 году снизится до уровня 2,5–3 тыс. ед. и далее не будет превышать 2 тыс. ед. в год. Грузовая база уходит из крытого вагона, два последних года массово выбывает малокубовый парк, он замещается средне- и большекубовыми вагонами. Перспективы вагонов с объемом кузова 175 куб. м пока не выглядят убедительно», – отмечает директор по маркетингу АО «Евросиб СПб – ТС» Николай Черкезюк.

Остановить снижающуюся динамику

Операторы отмечают, что за последние годы наблюдается частичный переход ряда грузов, перевозимых в крытых вагонах, в сегмент контейнерных перевозок, более привлекательный с точки зрения мультимодальности и тарификации. Основной переход наблюдается по таким номенклатурам, как цветные металлы, химикаты и сода, продовольственные товары. При этом достаточно стабильными остаются объемы перевозок бумаги, строительных и лесных грузов. В целом в перспективе ожидается сохранение тенденции к контейнеризации грузов, и это продолжит оказывать негативное давление на объемы перевозок в крытых вагонах, хотя надо отметить, что полностью заместить перевозки в них контейнеры не смогут, считают эксперты.

По данным СОЖТ, в прошлом году в крытых вагонах было перевезено 32,8 млн т грузов. Потенциал спроса на крытые вагоны в РФ оценивается на уровне 10 тыс. ед. до 2025 года включительно, говорит начальник отдела маркетинга НПК «Объединенная Вагонная Компания» Игорь Сергиенко.

«Евросиб» прогнозирует, что объем грузовой базы все так же будет сокращаться на 3–4% в год. Впрочем, есть и факторы, тормозящие такую динамику. Во-первых – страны СНГ и их железнодорожная инфраструктура, составляющие четверть всего объема логистики крытого вагона. Контейнеризация этих объемов наступит нескоро. Во-вторых, примечательна сама структура грузоотправителей в крытом подвижном составе: 85% из них относятся к категории, обозначающей нестабильную потребность в перевозках внутри одного года (есть примеры 3–4 отправок в месяц). Оценочно 35% объема отправок в крытых вагонах контейнеризации в ближайшее время не подвержены в силу природы возникновения грузопотока и характера грузоотправителей, курса РЖД на поездную работу и роста доли контейнерных поездов в структуре контейнерооборота.

В соревновании с контейнерами

Перевозки контейнеров по сети РЖД в 2020-м выросли на 16%, достигнув рекордных 5,8 млн ДФЭ. Перевозки универсальных контейнеров в I квартале текущего года увеличились на 24,4% к аналогичному периоду прошлого года. При этом рост отправок в крытых вагонах в январе – марте 2021-го составил лишь 0,2%.

«Сегодня мы однозначно видим, что груз, который ранее традиционно перевозился в крытых вагонах, все чаще перевозят в контейнерах, что, безусловно, говорит о высокой конкуренции. Основной причиной тут являются вопросы тарификации», – говорит исполнительный директор СОЖТ Алексей Дружинин.

Несмотря на так называемую контейнерную революцию, выбор в пользу того или иного способа транспортировки должен учитывать, кроме тарифной составляющей, еще и капитальные вложения, которые необходимо будет направить на инфраструктуру (это закупка или модернизация контейнерных кранов, ричстакеров, машин для складирования штабелей контейнеров). Кроме того, должны учитываться и эффекты от ускорения оборачиваемости транспортных средств, затраты на первоначальные инвестиции в подвижной состав и др.

«На фоне активного развития транспортных коридоров, высокого уровня автоматизации перевозочного процесса и благодаря мультимодальности контейнеров прогнозируется, что по некоторым сегментам грузов (в первую очередь с высокой добавленной стоимостью и тех, к которым потребитель требует доставки от двери до двери) выбор уже предопределен. И тенденция на контейнеризацию грузов, которую мы видим сегодня, в краткосрочной перспективе будет усиливаться», – говорит И. Сергиенко.

https://www.rzd-partner.ru/

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner