01 марта 2021

Санкции меняют рынок

Правительство РФ с 6 февраля ввело запрет на ввоз железнодорожных колес и других комплектующих для грузовых вагонов с территории Украины. По оценке российских вагоностроителей и операторов, доля украинского импорта в этом сегменте не превышает 10–15%, поэтому дефицит комплектующих на рынке маловероятен. Однако снижение конкуренции среди производителей может привести к росту цен на данную продукцию.

Постановление Правительства РФ от 6 февраля расширило перечень товаров, запрещенных к ввозу в Россию через Украину. В санкционный список попали комплектующие для грузовых вагонов украинских производителей и импортные детали, доставляемые транзитом через территорию Украины. Речь идет о колесных парах, колесах и заготовках для них диаметром от 710 мм и более, включая оси соответствующего диаметра, а также литые боковые рамы и надрессорные балки для тележек грузовых вагонов. Запрет вступил в силу с момента подписания постановления.

Напомним, что импорт ряда товаров через Украину в России ограничили в октябре 2018 года в ответ на санкции, введенные украинской стороной. С тех пор этот перечень неоднократно расширяли, сейчас в него входит более 80 наименований.

По мнению исполнительного директора Союза «Объединение вагоностроителей» Евгения Семенова, введение запрета на украинские комплектующие для грузовых вагонов не приведет к возникновению дефицита на рынке. Он уточнил, что доля этой продукции на российском рынке невелика: в сегменте цельнокатаных колес доля украинских производителей составляет менее одной пятой, по крупному литью – и того меньше.

В СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» с такой оценкой согласны. По их данным, доля продукции украинских предприятий не превышает 10–15% в отдельных сегментах.

При этом, по словам Евгения Семенова, спрос на вагонное литье в последнее время снижается и даже российские производители сокращают его выпуск.
«По итогам января 2021 года падение производства грузовых вагонов по отношению к аналогичному периоду 2020 года составило более 28%. Соответственно, аналогичную динамику показывает и выпуск комплектующих для грузовых вагонов. Так, производство цельнокатаных колес просело почти на 7%, боковых рам – на 30%, надрессорных балок – на 28%», – пояснил «Гудку» Евгений Семенов.

На рынке цельнокатаных колес в ближайшие два-три года, по оценке ОВС, будет сохраняться профицит. Причем мощностей российских металлургических заводов достаточно для покрытия потребностей не только вагоностроительного, но и вагоноремонтного комплекса, считает Евгений Семенов.

Исполнительный директор СОЖТа Алексей Дружинин более осторожен в прогнозах. Он рекомендует создать систему мониторинга, чтобы отслеживать ситуацию на рынке.
«С учетом принятого Правительством РФ решения необходимо установление системы мониторинга за тем, каким образом это решение повлияет на рынок. В частности, может возникнуть дефицит отдельных частей вагонного литья, и, как следствие, создадутся дополнительные сложности для рынка. Поэтому важно отслеживать возможные риски и реагировать на них предупредительными мерами», – заявил Алексей Дружинин.

Вагоностроители поддерживают запрет на ввоз крупного вагонного литья – боковых тележек и надрессорных балок, но опасаются ограничения конкуренции на рынке колес.
«Я бы разделил колеса и остальную продукцию. По осям и крупному вагонному литью мы считаем, что запрет не приведет ни к дефициту, ни к повышению цен. «Это только поможет дозагрузить производственные мощности, которые на сегодняшний день в России задействованы не на 100%, – говорит заместитель генерального директора АО «Концерн «Уралвагонзавод» по гражданской продукции Кирилл Томащук. – Что касается железнодорожных колес, мы опасаемся, что может произойти повышение цены. В то же время надеемся, что не будет роста стоимости, так как на сегодняшний день у металлургов также профицит мощностей».

Прецедент со скачком цен из-за ограничения конкуренции на рынке колес уже был несколько лет назад. Тогда из-за введения Евразийской экономической комиссией антидемпинговых пошлин на железнодорожные колеса украинского производства их цена на российском рынке выросла в три раза.

В декабрьском письме СОЖТа в адрес первого заместителя председателя Правительства РФ Андрея Белоусова отмечалось, что поставки комплектующих с Украины позволяют сбалансировать российский рынок, исключив необоснованный рост цен.
«Не секрет, что именно наличие здоровой рыночной конкуренции – залог формирования справедливых цен, в противном случае ничего не мешает производителю устанавливать завышенную, ничем не подкрепленную цену. А для нас, вагоностроителей, такие комплектующие являются ключевыми, без которых невозможно производство вагона, поэтому их в любом случае придется закупать», – подчеркивает Евгений Семенов.

https://gudok.ru/

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner