НОВОСТИ
26 января 2021

Спрос на колеса продолжит сокращаться

В конце декабря 2020 года на заседании экспертной группы при Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в сфере производства промышленной продукции для железнодорожного транспорта Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) представил прогноз спроса на цельнокатаные колеса (ЦКК) на ближайшие годы. В 2021 году спрос на ЦКК сократится, однако производители продолжат развивать мощности. По мнению операторов, если цены упадут до 30 тыс. руб. за диск, потребность в этой продукции на вторичном рынке может полностью отпасть.

По оценкам ИПЕМа, в 2020 году общий профицит предложения цельнокатаных колес (с учетом производителей Украины и Китая) на рынках колеи 1520 составил 350 тыс. единиц (18,4% от предложения).

Ожидается, что на фоне неблагоприятной конъюнктуры и реализации инвестиционных проектов производителей колес профицит в 2021 году может вырасти еще почти на четверть – до 430 тыс. единиц (22,2%).

По мнению экспертов ИПЕМа, факторами падения спроса на ЦКК в 2020 году стали значительное снижение производства вагонов и сокращение объемов вагоноремонта. Институт ожидает, что в 2021 году сокращение спроса на грузовые вагоны в России и, соответственно, их выпуска продолжится (–20–24% к результату 2020 года, –45–47% – к результату 2019-го).

«В предстоящем году продолжит сокращаться спрос на колеса по целому комплексу причин, однако на этом фоне производители продолжают развивать мощности. Таким образом, превышение предложения над спросом на пространстве ЕАЭС и по всему рынку колеи 1520 будет только нарастать», – отметил заместитель генерального директора ИПЕМа Владимир Савчук.

ИПЕМ ожидает, что в таких условиях мощности только трех производителей – ОМК (Россия), ЕВРАЗа (Россия) и «Проммашкомплекта» (Казахстан) – могут оказаться в 2021 году недозагруженными заказами на сумму более чем 10 млрд руб.

«Характерное свойство колесного рынка – это его волатильность. Причем за одним-двумя годами высокого спроса обязательно следует три-четыре года спада. В начале текущего года у ОМК была хорошая загрузка, но уже весной спрос на колеса начал снижаться. Сегодня загрузка составляет около 60%. Во время вынужденного простоя мы приводим в порядок оборудование колесопрокатного комплекса, изношенное экстремальными режимами работы в период пиковой загрузки», – рассказал «Гудку» руководитель подразделения «ОМК Железнодорожная продукция» Алексей Долгов.

По прогнозам ОМК, спрос на ЦКК в 2020 году составит примерно 1,1–1,2 млн, что почти вдвое меньше, чем могли бы обеспечить производители и поставки по импорту. В 2021 году профицит сохранится.

«Уникальная ситуация, которая прежде вызвала ажиотажный спрос на колеса, вряд ли уже повторится. Текущее предложение на рынке – 2 млн колес в год. Одна из причин профицита – снижение потребления, существенный рост импорта в январе – сентябре и выросшие возможности производства на внутреннем рынке», – резюмировал Алексей Долгов.

Стоит отметить, что год назад цена колеса достигала 105 тыс. руб. за единицу, а сейчас спотовая цена на диск не превышает 50 тыс. руб. СОНК (старая ось, новые колеса) стоит 155 тыс. без НДС, НОНК (новая ось, новые колеса) – 180 тыс. руб.

Основатель ООО «Вторчермет-Находка» Артур Нурмухамедов считает, что при сохранении текущего спроса на грузовые вагоны избыток колес на внутреннем рынке сохранится как минимум на ближайшие пять лет. По оценкам ООО «Вторчермет-Находка», профицит может достигнуть 500 тыс. единиц ЦКК ежегодно с учетом производителей с Украины, из Казахстана и Китая.

«В 2019 году спрос первичного рынка со стороны вагоностроителей и вагоноремонтных предприятий превышал предложение российских производителей. Дефицит покрывался за счет импорта из Казахстана и КНР, а также вторичным рынком годных комплектующих с утилизируемых вагонов, – сказал Артур Нурмухамедов. – Но снижение спроса на новые вагоны влияет на рынок запасных частей. В 2021 году потребность в колесах вагоностроительных предприятий не превысит 350 тыс. единиц в год, что в два раза меньше пикового спроса 2019-го».

Вместе с тем с учетом ввода дополнительных мощностей ЕВРАЗ НТМК, суммарная производственная мощность российских предприятий в 2021 году вырастет до 1,6 млн ЦКК в год, а вместе с производителями из других стран составит 1,9 млн колес в год.

По мнению Артура Нурмухамедова, в условиях снижения издержек операторы продолжат закупки на вторичном рынке запчастей, что может еще снизить спрос на новые диски. А сокращение погрузки массовых грузов и экономический кризис не приведут к росту грузовой базы и новому витку спроса на вагоны в ближайшее время.
«Мы ожидаем возможного влияния на рынок ЦКК со стороны растущих цен на металлопрокат, сырье и издержки производства, но снижение спроса на первичном рынке и сохранение баланса на вторичном на фоне растущего предложения ЦКК от производителей не приведут к дефициту предложения даже российского колеса», – подчеркнул эксперт.

Заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин отметил, что за счет активного насыщения рынка ЦКК, которое произошло с 2017 по 2020 год, собственники подвижного состава обеспечивали себя колесами на пять – восемь лет.

«На профицит дисков повлияло и то, что появились новые участники рынка. Это прежде всего китайские производители дисков. Также появилось новое предприятие «Проммашкомплект», которое собирается выйти на существенные объемы производства. Кроме того, в 2019–2020 годах отменена заградительная пошлина для украинских дисков, что позволило увеличить ввоз данной номенклатуры со стороны «Интерпайпа», – добавил он. – Небольшой вклад внесло решение Минтранса РФ в прошлом году по уменьшению допустимой толщины гребня колесных пар на 1 мм (до 24 мм), что позволило немного снизить процент забраковки и выбытия колес».

В условиях профицита ЦКК в текущем году все участники рынка ожидают продолжающегося снижения цен на новые колеса.

«Если исходить из того, что себестоимость нового диска около 23 тыс. руб., то при стоимости колесных пар в районе 30 тыс. руб. за единицу даже при оптовых покупках это бы удовлетворило всякий вид спроса на данную продукцию и б/у колеса перестанут ставить на вагоны. Такая ситуация не только закроет потребность в колесных парах, но и повысит безопасность на железной дороге, снизит отцепки и простой», – пояснил Денис Семенкин.

Однако, по его мнению, рассчитывать на такую цену пока преждевременно.

«Ожидание нужно скорректировать потенциальными рисками, к которым можно отнести перспективу отмены сертификата на украинский «Интерпайп», что приведет к его уходу с рынка России, Казахстана и Беларуси. Также разрешение на ввоз китайских дисков колесных пар тоже не будет постоянным, поскольку это было решение на фоне дефицита. Снижение количества игроков тормозит и снижение цен и даже их повышает», – сказал Денис Семенкин.

Тем не менее некоторые участники рынка скорее позитивно оценивают уход иностранных производителей.

По мнению генерального директора ООО «Максима Логистик» Николая Фалина, обсуждаемые в Правительстве РФ меры по защите отечественного рынка не приведут к росту цен на ЦКК.

«Опыт последних лет показывает, что основным драйвером цены является спрос, а не сокращение предложения. В 2016–2019 годах цены на ЦКК стабильно росли, невзирая на увеличение предложения со стороны российских и украинских производителей, а также допуск китайских колёс на российский рынок. Однако в ближайшие четыре года ожидается снижение их потребления. Это говорит о том, что российские производители могут полностью удовлетворить потребности отечественного рынка самостоятельно», – подчеркнул он.

Аналогичные ситуации с импортозамещением уже происходили за минувшее десятилетие на рынках грузового вагоностроения и крупного вагонного литья. В силу различных причин достаточно резко с российского рынка ушли крупные украинские производители этой продукции.

«На рынок это практически не повлияло, хотя доля украинских производителей составляла до 50%. Более того, в результате в России теперь есть ряд новых вагоностроительных производств и заводов по выпуску крупного вагонного литья, в том числе по зарубежным лицензиям и технологиям. Точно такие же процессы можно ожидать и на рынке ЦКК, – отметил он. – В России инициирован ряд новых проектов по выпуску ЦКК. Речь идет как о расширении уже имеющегося производства, так и о строительстве совсем новых заводов. Я полагаю, что цена на колеса в ближайшие годы все равно снизится. Так пусть лучше этот рынок, хоть и со снизившейся ценой, достанется отечественному производителю».

https://wagon-cargo.ru/

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner