НОВОСТИ
26 января 2021

За колесными парами – в Демихово

Демиховский машиностроительный завод широко известен как производитель современных электропоездов. Однако у предприятия есть еще несколько дополнительных видов деятельности, среди которых — изготовление колесных пар для пассажирского рельсового транспорта. Этот проект реализован при поддержке Фонда развития промышленности и Министерства промышленности и торговли России.

НОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Производство колесных пар на Демиховском машиностроительном заводе (ДМЗ) началось в 2011 году. По запросу Метровагонмаша (который, так же как и ДМЗ, входит в состав Трансмашхолдинга) предприятие в рекордно короткие сроки освоило производство колесных пар для поездов метро 760-й серии, известной как «Ока». С тех пор спрос на колпары производства ДМЗ ежегодно оставался на высоком уровне. Со временем был освоен более широкий ассортимент колесных пар для вагонов метро разных серий, а затем — и для вагонов рельсовых автобусов.

В 2015 году было принято решение о создании на площадке ДМЗ единого центра компетенций по изготовлению и ремонту колесных пар. Через год Фондом развития промышленности и Министерством промышленности и торговли России была одобрена масштабная инвестиционная программа ДМЗ. В течение двух лет на завод поступило 14 единиц современного оборудования производства России, Германии, Франции, Чехии, Японии и Тайваня. Общая стоимость новых станков — около 1 млрд рублей.

МИЛЛИАРД НА РАЗВИТИЕ

Производственная база завода пополнилась тремя обрабатывающими центрами для обработки корпуса редукторов и корпуса буксы, гидравлическим прессом для запрессовки колесных пар, токарными станками для черновой и чистовой обработки осей, высокоточным токарно-карусельным станком с программным управлением, зубофрезерным и профилешлифовальным станками, а также уникальным комплексом оборудования для осуществления термической и химико-термической обработки изделий.

Новые токарные станки позволили сократить процесс изготовления осей для колесных пар с девяти до пяти этапов. За счет ввода обрабатывающих центров удалось нарастить объемы по изготовлению корпусов букс и тяговых редукторов, а высокоточный токарнокарусельный станок с программным управлением обеспечил производство до восьми колес в день дополнительно к существующим мощностям.

Одним из самых важных приобретений стал инновационный комплекс оборудования для осуществления термической и химикотермической обработки изделий. В России таких единицы, и установлены они только на предприятиях оборонной промышленности. С помощью уникальной термической установки на ДМЗ проводят обработку поверхностей деталей колесных пар. В вакуумной среде внутри печи металлические поверхности насыщаются углеродом — этот процесс называется цементацией. Универсальная печь умеет производить и другие виды термической обработки — закалку, отжиг. Рабочая температура установки — 920–950 °С, максимальная — 1050 °С. По сравнению с классическим методом термообработки процесс идет в 2,5 раза быстрее, соответственно, повышается и производительность. При этом обеспечивается стабильно высокое качество термообработки и снижается выбраковка.

Закупка такого количества современного оборудования позволила значительно расширить возможности ДМЗ по производству колесных пар. Если до оснащения современными станками завод мог выпускать до 2500 колпар в год, то сегодня это число выросло более чем в два раза — до 5850 в год.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Все заводы Трансмашхолдинга активно реализуют проекты по комплексной цифровизации производства. На ДМЗ передовой площадкой в этом отношении стало производство колесных пар метро, а именно цех изготовления и ремонта колесных пар № 1. В подразделении применяются автоматизированная система идентификации и прослеживаемости перемещения товарно-материальных ценностей с помощью RFID-меток, а также система онлайн-мониторинга производственного оборудования. Эти инструменты способствуют более точному планированию производственных процессов, сокращению запасов ТМЦ, оптимизации логистических потоков, снижению затрат на техобслуживание станков и предотвращению простоев, что положительно сказывается на сроках выполнения заказов.

Несмотря на освоение обширной номенклатуры колесных пар, ДМЗ не останавливается на достигнутом. В 2020 году в рамках программы импортозамещения предприятие закончило разработку колесных пар с редуктором собственного производства для новейших рельсовых автобусов РА-3, выпускаемых Метровагонмашем.

Первые образцы были изготовлены в июле 2020 года. Приемочная комиссия, в состав которой вошли эксперты ОАО «РЖД», МВМ и компании «ТМХ Инжиниринг», высоко оценила качество выполненных работ и результаты испытаний. В сентябре ДМЗ получил сертификат соответствия на выпуск этой продукции сроком на 5 лет. Налаживание ее серийного производства позволит ДМЗ составить конкуренцию иностранным компаниям. Помимо экономической выгоды, сосредоточение изготовления редукторов и колесных пар на одной площадке позволит лучше контролировать качество, оптимизировать логистику и избежать санкционных рисков.

Кроме того, проведена технологическая подготовка производства к изготовлению колесных пар 7850.31.10.001/002 для вагонов метро серии 81-785/786/787. Выпустить первую опытную партию колесных пар нового типа планируется до конца 2020 года.

ОТ ПРОИЗВОДСТВА — К РЕМОНТУ

Колесные пары — один из важнейших узлов вагонов, от их технического состояния зависит пригодность подвижного состава к эксплуатации. Изделия имеют длительный срок службы, на протяжении которого подвергаются большим нагрузкам, поэтому к их прочности предъявляются особые требования. По мере износа колесных пар требуется замена или ремонт их отдельных элементов.

В 2017 году ДМЗ начал освоение капитального ремонта колесных пар вагонов метро. Процесс подразумевает полную замену элементов колесной пары при обнаружении признаков износа. Работы проводятся в соответствии с требованиями и стандартами Московского метрополитена.

Для расширения производственных мощностей по ремонтному направлению на ДМЗ в 2020 году был организован новый производственный участок. В результате на сегодняшний день техническое оснащение ДМЗ позволяет проводить ремонт до 1000 колесных пар для вагонов метро в год.

По заказу компании «Метровагонмаш-Сервис» завод ремонтирует колпары двух серий вагонов — 81-760/761 («Ока») и 81-765/766/767 («Москва»). По оценке исполнительного директора «МВМ-Сервис» Александра Никитенко, ДМЗ быстро и эффективно справляется с поставленной задачей и сейчас ремонтирует в среднем 112 колесных пар в месяц. «Когда мы только перешли на работу с метрополитеном по контракту жизненного цикла, цифры были меньше. После того как потребовался более существенный объем ремонта колесных пар, ДМЗ усилил свои мощности — в течение двух лет произошел трех- или даже четырехкратный рост».

Парк подвижного состава, обслуживаемый «МВМ-Сервис», постоянно увеличивается: если два года назад он составлял около 2000 вагонов, то сегодня уже 3068. А с ростом парка расширяется и программа ремонта на ДМЗ. «Есть взаимная согласованность: мы предоставляем ДМЗ свои планы на год, в соответствии с которыми завод намечает свою работу — закладывает трудовые резервы, обновляет и приобретает станочный парк, — рассказывает Александр Никитенко. — Хорошо налаженное партнерство обеспечивает решение наших задач».

Также он отмечает, что для ремонта колесных пар важна не только сильная материально-техническая база самого завода, но и своевременное снабжение его качественными комплектующими. Специально для ДМЗ на Выксунском металлопрокатном заводе выделяют ресурс прокатного стана и в течение нескольких дней катают сразу большую партию колес.

«Кроме того, — добавляет Александр Никитенко, — на ДМЗ есть технологический отдел, который может оперативно рассчитать допуски, зачастую возникающие в процессе ремонта колпар. Любая другая ремонтная организация при возникновении нестандартной ситуации вынуждена обращаться к изготовителю и запрашивать ремонтную документацию. Поэтому очевидно, что при выборе другого подрядчика наши временные и финансовые затраты были бы гораздо выше, чем при работе с ДМЗ». Оптимально выстроена и логистика доставки колесных пар в ремонт и обратно. Изначально «МВМ-Сервис» создал оборот колпар. Для того чтобы снизить простой вагона, компания сразу устанавливает колесную пару из имеющегося запаса, а снятую отправляет на ДМЗ в ремонт. Накопление происходит в трех депо — Планерное, Владыкино и Варшавское. Три раза в неделю транспортная компания, которая тоже работает в периметре ТМХ, увозит партию неисправных пар на ДМЗ, а в депо возвращает отремонтированные изделия. Такой порядок позволяет гарантировать конечному потребителю — Московскому метрополитену — ритмичное сервисное обслуживание подвижного состава.

Еще один клиент Демиховского машиностроительного завода — компания «МВПС-Сервис». По ее заказу предприятие ремонтирует колесные пары для электропоездов ЭД4М и ЭП2Д производства ДМЗ, находящихся в собственности Центральной пригородной пассажирской компании. Объем ремонта — в среднем 30 колесных пар в месяц. «Большую часть операций с колесными парами в рамках сервисного обслуживания мы производим сами, но когда они совсем истончаются или в них обнаруживаются дефекты, неустранимые в условиях депо, их отправляют на заводской ремонт на ДМЗ», — комментирует заместитель директора по производству ООО «МВПС-Сервис» Игорь Клейменов.

ВСЕ ДАЛЬШЕ В РОСТ

Учитывая востребованность, Демиховский машиностроительный завод планирует и дальше развивать колесное производство. Цель на ближайшую перспективу — увеличить производственные мощности по колесным парам нового формирования почти на 30%, до 8000 изделий в год. При этом может расширяться и модельный ряд колпар для других серий и типов пассажирского рельсового транспорта. Завод готов осваивать новую продукцию и выполнять особые требования заказчиков. В то же время будет увеличиваться и ремонтная программа за счет оказания услуг как нынешним, так и новым клиентам.

«ВЕКТОР ТМХ»

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner