НОВОСТИ
20 января 2021

Из стартапа – в технологические лидеры

В декабре 2020 года исполняется 10 лет с момента образования НПЦ «Пружина» (входит в железнодорожный холдинг "ОВК"). За это время организация прошла большой путь от стартапа до системообразующего предприятия Удмуртии и стала крупнейшим в России производителем пружин для отрасли железнодорожного машиностроения. О достигнутых результатах, уникальных технологиях и дальнейших планах мы узнали у Сергея Кривошеева, исполнительного директора НПЦ «Пружина».

Клиенты держат в тонусе

Сергей Юрьевич, с чего началась история предприятия?

Первоначально родилась идея создать массовое производство пружин для железнодорожной техники. В основу концепции легла уникальная технология с наносоставляющей, аналогов которой в мире не было. Проект успешно защитили в РОСНАНО, получив финансирование. В самом начале пути у компании было три соинвестора: РОСНАНО, банк «Уралсиб» и Ижевский машзавод, предоставивший производственные площади, которые мы сейчас и занимаем.

За 10 лет вы не утратили ощущение драйва и новизны?

Нет, как раз наоборот, мы находимся в постоянном движении. Если раньше делали упор на скорость постановки продукции на производство и увеличение выпускающей мощности, то сейчас, взрослея, развиваемся в качественном направлении.

Какие главные качества вы приобрели за прошедшее время?

Прежде всего мы осознали ценность человеческого капитала и поняли, что можно ставить амбициозные цели и достигать их. Считаю, что мы уже прошли довольно большой путь, на котором встречались и трудности, но коллектив, преодолевая их, только закалялся. Наш кадровый потенциал за эти годы сильно вырос. На каком-то шаге мы решили, что нужна стабильно работающая система, а не подвиг. Еще важно, что мы выстраиваем отношения с клиентами на долгосрочной основе. Мы очень ценим своих заказчиков за их требовательность – это держит нас в тонусе и заставляет соответствовать ожиданиям. Любая компания, как мне кажется, развивается именно благодаря клиентам.

Что было самым сложным и одновременно интересным для развития компании?

Пожалуй, это переход от этапа количественного роста к качественному. За первые 5 лет деятельности объем производства увеличился в 11 раз, качество продукции выросло в 8 раз, что положительно отразилось на финансовых результатах предприятия. Благодаря накопленному опыту и динамичному развитию холдинга «ОВК» мы стали лидером по выпуску пружин для грузовых вагонов нового поколения.

Затем в стране и в отрасли машиностроения наступил кризис и мы начали искать возможности для роста в других сегментах. Для этого мы пересмотрели систему менеджмента предприятия, проделав большую работу по улучшению процессов. Эта работа продолжается по сей день.

С 2015 года по настоящее время мы создали на производстве современный парк технологического оборудования, позволяющий выпускать пружины любой геометрии и характеристик, применимые в разных нишах (к примеру, от пружин с диаметром прутка от 8 до 70 мм, массой от 0,5 кг до 150 кг и других). Сегодня система менеджмента качества доведена до уровня требований ISO TS 22163:2017 и ISO 9001:2005, М-1003 (стандарт качества американских железных дорог). А выпуск продукции возможен как в соответствии с ГОСТом, привычным для России, так и в соответствии с европейскими стандартами EN 13298, UIC 822 и другими. 

Насколько трудно было формировать команду и кто сегодня работает на производстве?

Для создания полноценной команды требуется много времени, но совершенно точно у нас сложился сплоченный коллектив профессионалов, людей, готовых к развитию и способных добиваться поставленных целей. На сегодняшний день коллектив предприятия молодой. Средний возраст сотрудников – менее 39 лет. Более 80% работают на НПЦ «Пружина» уже более 5 лет. Многие из них за эти годы расширили свои знания, приобрели новые навыки и компетенции.

Более 10 млн пружин за 10 лет

Какие сегменты рынка охватывает продукция НПЦ «Пружина» и кто ваши основные заказчики?

На сегодняшний день мы выпускаем пружины для грузового вагоностроения, локомотивостроения и пассажирского комплекса, включая вагоны метро и трамваи. Основными покупателями продукции являются Тихвинский вагоностроительный завод, все локомотивостроительные заводы России и практически все машиностроительные предприятия «Трансмашхолдинга».

При этом мы расширяем свои рынки сбыта: к примеру, развиваем сотрудничество с автомобильными гигантами. В частности, ижевскими пружинами комплектуются автомобили представительского и высшего класса Aurus.

В чем ноу-хау ваших пружин?

В основе технологии, применяемой НПЦ «Пружина», лежит контролируемое формирование наносубструктур в материале, что позволяет существенно улучшить его свойства: пружины не имеют осадки в процессе эксплуатации, сохраняют постоянство межвиткового зазора, работают без разрушения при повышенных на 30–40% напряжениях, а при расчетных напряжениях срок службы увеличивается более чем в 10 раз. Все это позволяет получить существенный экономический эффект конечному потребителю предприятий вагоностроения, на железнодорожном транспорте он исчисляется миллионами рублей.

Какова производственная мощность центра?

Пружины все очень разные, поэтому мы считаем их не штуками, а в тоннах. Например, самая тяжелая пружина в комплекте для грузового железнодорожного вагона весит 10 кг, а для локомотива – уже 135 кг. Мощность предприятия составляет примерно 15 тыс. т в год. За 10 лет выпущено более 10 млн пружин.

Насколько трудным оказался 2020 год?

Как вы понимаете, год выдался не простой как для экономики в целом, так и для машиностроения в частности. Но у нас уже есть некоторый опыт прохождения кризисов. К примеру, в 2015 году, когда снизился спрос на пружины для грузовых вагонов, мы пошли в другие сегменты рынка. Сейчас наша задача – сохранить прочные позиции в тех нишах, в которых мы присутствуем. Сокращение заказов для грузового вагоностроения нам удается частично компенсировать за счет пружин для локомотивов и пассажирских вагонов. Но мы понимаем, что в ближайшие два-три года рынок еще сожмется, поэтому продолжаем делать упор на повышение эффективности и снижение себестоимости производства. Основные резервы заложены в совершенствовании процессов и сокращении временных затрат.

Кого считаете своими конкурентами?

Кроме ижевской «Пружины», в России еще четыре специализированных предприятия. Но мы давно не ориентируемся на конкурентов – мы просто делаем хорошо свою продукцию. А выбирает клиент.

Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти

В 2017 году была принята стратегия развития предприятия на трехлетний период. Как оцениваете достигнутые результаты?

Удается реализовать большинство намеченных проектов, но от чего-то пришлось отказаться в процессе. Прежде всего мы сосредоточились на тех задачах, решение которых позволяет достичь поставленных бизнес-целей. Но поскольку у нас небольшое предприятие и на тот момент нам не хватало опыта реализации масштабных проектов, то первый год ушел на работу над ошибками и осознание дефицита ресурсов. В итоге нам все-таки удалось выстроить приоритеты, понять, что надо делать в первую очередь.

Среди основных задач предприятия – сохранить лидерские позиции по производству пружин для железнодорожного машиностроения России

На сегодняшний день мы ведем 11 проектов, направленных на совершенствование системы и увеличение объемов производства и продаж. Ожидаем, что основным эффектом помимо бизнес-направленности будет сокращение сроков и материальных затрат на внедрение любого рода изменений на предприятии.

В качестве примера могу привести скорость освоения продукции. В 2016 году, когда мы начали осваивать пружины для локомотивов, у нас ушло почти 1,5 года от первого общения с клиентом до сертификации и серийных поставок изделий. Сейчас этот процесс у нас значительно сократился, почти в 3 раза. Как результат, мы стали основным поставщиком для всех локомотивостроительных заводов России, и объем выпущенной продукции вырос в 3,5 раза. И сегодня в портфеле компании – 56 сертифицированных номенклатур пружин.

Нам удалось наладить бесперебойное обеспечение ТМЦ и увеличить мощности складских площадей, применив лучшие мировые практики. Теперь все компактно расположено. У нас не так много запасов, нет излишков, потому что их негде разместить, но в то же время нет и простоев по причине отсутствия ТМЦ.

Также на предприятии внедрили элементы бережливого и синхронизированного производства, и 100% продукции для предприятий тихвинской Промплощадки выпускается на линии, выстроенной по Lean-системе. Мы создали единую среду для автоматизации учета, анализа и управления процессами деятельности.

Подчеркну, что все преобразования проводятся внутренними ресурсами предприятия. И благодаря тому что большая часть коллектива прошла этот непростой путь, у нас всех есть четкое понимание: чтобы дойти до цели, нужно прежде всего идти.

Кстати, коллектив очень вдохновился после очередного аудита альянса Renault – Nissan – Mitsubishi. Аудиторы отметили, что наше производство сильно преобразилось и им приятно видеть такую динамику и качество работы. В этот момент мы поняли, что нет ничего недостижимого, просто нужна системная работа. 

В ближайшее время мы планируем подкорректировать стратегию с учетом изменений внешней среды, а также внутренних обстоятельств и приобретенного опыта.

Какие главные цели вы перед собой ставите?

Прежде всего мы должны сохранить лидерские позиции по производству пружин для железнодорожного машиностроения России, а также продолжить работу по созданию высокоэффективного бизнеса с совершенной производственной системой.

Есть еще новые ниши, где применяются пружины?

Мы находимся в шаге от начала серийного производства пружин для новой для нас отрасли. В России еще таких технологий нет, но пока рано раскрывать подробности. Пружины много где применяются, но это все равно достаточно ограниченный сегмент.

Насколько ваш бизнес масштабируем и рассматривали ли вы вопрос открытия филиалов?

Конечно, масштабируем, просто на рынке есть и другие предприятия, а спрос конечен. Рынок сам не вырастет, поэтому нет экономического смысла через 3–5 лет открывать новое производство, когда можно увеличивать производительность и сокращать время протекания процессов на действующем заводе.

С российским рынком все понятно. А насколько перспективны внешние? Смотрите ли вы на экспорт?

Да, эта тема имеет перспективы. На сегодняшний день у нас есть одобрение от Alstom, крупного международного машиностроительного холдинга, на участие в проекте в Казахстане. Пока имеется ряд ограничений, которые мы должны устранить, но это один из проектов, по которому мы достаточно далеко продвинулись.

Экспорт – довольно сложная тема, потому что конкурентов извне на локальных рынках не ждут. Работа нами ведется, доказываем, что наша продукция имеет сверхочевидные преимущества. Слабый рубль в этом отношении способствует продвижению на внешних рынках.

К теме экспорта мы планируем вернуться во второй половине следующего года. На первую половину у нас назначен ряд запусков серийного производства. В II полугодии 2020-го мы освоили порядка 30 новых номенклатур. За счет этого в следующем году стремимся сохранить производственную программу на прежнем уровне. Это будет непростой период, потому что наладить серийное производство стоит немалых усилий. Но мы намерены выполнить все свои обязательства и после этого плотнее заняться экспортным направлением.

«ВРЕМЯ ОВК»

 

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner