НОВОСТИ
03 декабря 2020

Операторы ищут пути повышения собственной эффективности

ОАО "РЖД" отчиталось о перевыполнении плана по доходам за перевозки за 9 месяцев текущего года, операторы же о таких успехах не сообщают. Еще в августе ИПЕМ подсчитал, что недополученная прибыль операторского сектора из-за пандемии составила 86,4 млрд руб. Лидеры рынка ищут собственные способы выживания.

Игра на выбывание
Когда готовился этот материал, на сети РЖД ежедневно простаивало около 140 тыс. грузовых вагонов. Их парк, несмотря ни на что, продолжает увеличиваться. По данным А ОЖдПС, в октябре 2020 года на сети РЖД было зарегистрировано 1190 тыс. вагонов против 1160 тыс. годом ранее. Около 14% из них приходится на инновационные вагоны нового поколения. При этом количество полувагонов увеличилось на 20 тыс. ед. (до 570 тыс.), цистерн – на 2 тыс. ед. (до 248,5 тыс.), крытых вагонов – на 2 тыс. ед. (до 56,5 тыс.), платформ – на 1,5 тыс. ед. (до 66,5 тыс.). Именно с увеличением общего количества парка на сети, в том числе нерабочего, который занимает пути станций, в ОАО "РЖД" связывают ухудшение такого эксплуатационного показателя, как оборот вагона, который увеличился с 18,3 сут. в октябре 2019 года до 18,5 сут. в прошедшем октябре. В компании неоднократно заявляли, что для повышения эффективности общей работы нужно уменьшать парк.

Существующие тенденции показывают, что основными претендентами на выбывание является парк мелких и средних компаний, которые, по подсчетам заместителя председателя А ОЖдПС Дениса Семенкина, покидают рынок в количестве 20-30 игроков в год. Подтолкнуть их к уходу может появление на спотовом рынке крупных компаний, которые все больше интересуются повагонными отправками. Впрочем, компании, которые оперируют крытыми вагонами, фитинговыми платформами и зерновозами, будут чувствовать себя более уверенно. Но и они, судя по анализу вагонных агрегаторов, осенью 2020 года пытаются сдать вагоны в аренду или добиться долговременного сотрудничества с одним клиентом.

Риски конкуренции с лидерами рынка косвенно подтвердили в одной из небольших компаний, где отказались комментировать запрос редакции, упомянув опасения, что секреты оперирования вагонами перехватят ПГК и ФГК, которые, в свою очередь, активно отчитываются о своих успехах в сегменте мелкого и среднего бизнеса.

Найти, чтобы отправить

Падение доходности затронуло главным образом именно рынок полувагонов, тогда как для других типов ПС ставки снизились незначительно или даже выросли.

По данным директора по корпоративной стратегии и развитию бизнеса АО "ВРК-3" Александра Романова, с января по август 2020 года ставки на полувагон упали на 376 руб. (с 1246 до 870). Ставки на цистерны снизились на 255 руб. (с 1184 до 929), хотя в 2018-м средняя ставка на эти вагоны была 637 руб. В то же время ставки на фитинги выросли на 322 руб. (с 1279 до 1691), на крытые вагоны – на 69 руб. (с 1353 до 1422), что также выше уровня 2018 года.

По словам генерального директора Globaltrans Валерия Шпакова, парк компании разумно диверсифицирован и состоит на 2/3 из полувагонов, еще на треть – из цистерн. Бизнес-модель строится на сочетании двух сегментов перевозок с различными экономическими циклами. В компании не исключают возможности дальнейшей диверсификации. Например, проект перевозок нефтехимии в танк-контейнерах, которые в GT начали развивать с 2014 года, сегодня приносит около 3% скорректированной выручки и продолжает рост.

В компании предусмотрели возможную турбулентность рынка и сократили инвестиции в приобретение нового парка полувагонов на 2020 год, не планируются новые покупки и в 2021-м. При этом в I полугодии 2020-го грузооборот Globaltrans вырос на 5%, и компания планирует закончить год с прибылью.

В ПАО "ПГК", где также столкнулись с профицитом парка полувагонов, пытаются извлечь максимальную эффективность из изучения спроса и потребности клиентов, максимально задействуя имеющийся парк и даже привлекая арендный. Ближайшей заменой угля и черных металлов, которые возят в полувагонах, стали строительные грузы.

Например, для обеспечения договорных условий при работе с крупными сервисными клиентами, такими как "Северсталь", НЛМК, "Ленстройкомплектация", оператору потребовалось привлечь дополнительный парк инновационных вагонов повышенной грузоподъемности с использованием суточного планирования и диспетчерского контроля.

Для обеспечения спроса на перевозки стройгрузов в летний сезон оператор привлек в аренду 2,6 тыс. хопперов, особенно уделяя внимание качеству подготовки подвижного состава под подачу и выполнению графиков предоставления вагонов. Это позволило увеличить перевозки цемента и привлечь дополнительных клиентов, рассказал заместитель генерального директора ПГК по коммерции Андрей Кравец. За 10 месяцев 2020-го ПГК перевезла в вагонаххопперах 369 тыс. т строительных грузов, что на 19% выше показателя за аналогичный период прошлого года.

Наряду с привлечением крупных клиентов в ПГК не отказываются от работы со средним и мелким бизнесом, который является основным заказчиком перевозок в крытых вагонах. Например, для сохранения контракта с компанией "Макфа" в сентябре 2020 года Челябинский филиал компании закрепил за клиентом 15 крытых вагонов, удовлетворяющих требованиям заказчика по перевозке продовольственных товаров, для выполнения спотовых оперативных перевозок. Это привело к увеличению отгрузок данного клиента на 41% за 9 месяцев года, до 28 тыс. т.

Для обеспечения выигранного тендера по поставке продукции "Вятка Торф" в объеме 25 тыс. т на Кировскую ТЭЦ в компании создали закольцованный маршрут в пределах Горьковской железной дороги из прикрепленного парка.

В компании "ТрансЛес", которая входит в ГК "РТК", отметили, что в процессе реновации парка обновили лесовозные платформы фитингами для перевозки контейнеров. Таким образом, этот подвижной состав пригоден для перевозки леса-кругляка и пиломатериалов в контейнерах. Кроме этого, парк специализированных фитинговых платформ был также увеличен. В результате за 10 ме- сяцев года перевозки грузов в контейнерах увеличились на 83%, до 41,3 тыс. TEU, по сравнению таким же периодом 2019-го. Парк компании включает почти 11 тыс. лесовозных платформ.

В ГК "Новотранс" сообщили, что стратегия расширения номенклатуры перевозимых грузов и снижения перевозок угля была разработана еще в 2019 году. По итогам 9 месяцев 2020-го доля угля в их общем объеме составила 57,9 (-20% по сравнению с 9 месяцами 2019 г.), а доля продукции металлургических предприятий, напротив, увеличилась на 23,8%, до 34,4%.

Лояльность дает объем
Еще одним механизмом сохранения объемов и доходности перевозок стали программы лояльности, которые наиболее активно применяются лидерами операторского бизнеса.

В октябре АО "ФГК" сообщило о результатах программы лояльности "Жаркое лето", которая начала действовать с июня 2020 года. Компания предлагала равные условия скидок для клиентов с различными объемами погрузки.

Отличительной особенностью программы стала возможность суммирования скидок при увеличении объемов.

По данным ФГК, за 3 месяца работы компания возобновила отношения с 87 старыми и привлекла 18 новых партнеров. Объем погрузки вырос на 4% к плану, грузооборот – на 14%, производительность вагона – на 12%. По сообщению пресс-службы компании, результатом работы по программе лояльности оказались полностью удовлетворены 67% клиентов. Еще 10% хотели получить скидки большего размера.

По данным директора Санкт-Петербургского филиала АО "ФГК" Игоря Журавеля, программа позволила увеличить объемы погрузки в полувагоны со стороны производителей щебня. Так, ООО "Терминал Пяжиева-Сельга" нарастило объем погрузки в 3,6 раза (до 246 тыс. т), ООО "Сунский карьер" – на 48% (до 466 тыс. т), ООО "Карелприродресурс" – на 39% (до 628 тыс. т). "Наш партнер в рамках договора комплексного транспортного обслуживания – ООО "ЛСР. Базовые материалы" – погрузил щебня на 23% больше к уровню прошлого года (1,5 млн т). Всего за 9 месяцев 2020 года объем погрузки строительных грузов в полувагоны компании на полигоне Октябрьской железной дороги составил 4,8 млн т, что превышает показатели 2019 года на 27%", – сообщил он.

В Екатеринбургском филиале АО "ФГК" сообщили, что только в сентябре объем погрузки строительных грузов благодаря программе "Жаркое лето" вырос в 2,4 раза, до 900 тыс. т.

В ПАО "ПГК" рассказали, что за счет предоставления индивидуальных клиентских ставок и преференций в компании смогли привлечь новые объемы.

Например, перевозки песка в вагонах-хопперах и экспортные отправки зерна в Новосибирском филиале. "Мы заключаем договор в том числе и на дифференцированных условиях. Это означает, что за выполнение согласованных обязательств клиенту предоставляются определенные преференции", – отметил А. Кравец.

При желании клиента оператор берет на себя ответственность по диспетчерскому сопровождению, оплате провозных платежей и подготовке необходимых документов как для внутренних, так и для экспортных перевозок, сообщили в компании.

Генеральный директор Globaltrans В. Шпаков также рассказал, что большинство клиентов компании работают с ней по долгосрочным сервисным контрактам.

Цифра привлекает клиентов

Надо отметить, что технологии организации движения в операторских компаниях являются бизнес-информацией, на раскрытие которой идут неохотно.

Тем не менее о серьезном внимании к ним говорят данные по изменению средней скорости доставки грузов, которая сентябре 2020-го, по данным ОПЖТ, составила 277,6 км/сут. против 259 км/сут. годом ранее.

Данные Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, который ведет журнал "РЖД-Партнер", за III квартал 2020 года показывают повышение оценки клиентами таких показателей, как наличие вагонов (+5 баллов), подача вагонов по графику (+2 балла), соблюдение сроков доставки – рекордный балл за последние 4 года.

В ФГК посчитали, что универсальный подход эффективнее согласования индивидуальных ставок. "Раньше мы тратили определенное количество времени на согласование ставок с клиентами, а здесь пошли на беспрецедентный для рынка шаг: все ставки, разработанные с учетом программы скидок, опубликовали на корпоративном сайте и предоставили к ним открытый доступ как действующим клиентам, так и потенциальным. Более того, мы перешли на договор присоединения, когда клиент скачивает договор на сайте, подтверждает банковские реквизиты, и далее он заключается автоматически, а клиент получает подключение к нашим информационным системам и может дальше работать. Таким образом, мы сняли проблему долгого согласования предварительных условий с нашими партнерами, фактически переведя этот сервис в онлайн-режим", – объяснил подход компании ее директор Виктор Воронович.

Новым способом повышения эффективности для ФГК стала программа по предоставлению услуг ППЖТ, которая развивается с 2016 года. По оценкам В.Вороновича, стоимость этих услуг сопоставима со стоимостью услуг ОАО "РЖД" или оператора. При этом цена услуг ФГК на 10% ниже, чем в среднем по рынку, но дает рост погрузки на 26%, а в некоторых случаях – даже до 60%.

"В ситуации, когда ставки на предоставление вагона сегодня значительно снижены, мы зарабатываем, оптимизируя издержки за счет снижения затрат на ГСМ и попутных затрат", – рассказал он.

ПАО "ПГК" обнародовало данные о планах по инвестициям в размере около 80 млрд руб. в развитие клиентского сервиса, цифровые технологии и обновление подвижного состава до 2023 года. Там собираются увеличивать цифровые масштабы сотрудничества с грузовладельцами из горно-металлургической, химической, лесной, пищевой промышленности, производителями удобрений, цемента и строительных материалов, энергетиками. Кроме того, в ПГК планируют цифровизацию бизнес-модели оперирования парком за счет решений в области аналитики больших данных и машинного обучения. В области обновления парка в компании планируют продолжить покупку полувагонов, хопперов и крытых вагонов, а также увеличить присутствие в перевозках контейнеров.

Примером цифрового взаимодействия с клиентами может служить новая опция, доступная в личном кабинете, – онлайнзаявка на логистический консалтинг.

"Мы проводим технологический аудит: изучаем, как устроены процессы в компании, видим ресурсные зоны и формируем пакет предложений, которые помогут оптимизировать издержки на транспортировку продукции и нарастить прибыль. Кроме того, мы готовы принять управление внутризаводской логистикой партнера на себя – от контроля работы железнодорожного цеха до подбора персонала", – объяснил А. Кравец.

Кроме этого, в личном кабинете доступен круглосуточный чат с менеджерами для обработки запросов клиентов. Также доступно мобильное приложение – для IOS и Android.

Выжить за счет ремонта
В условиях профицита вагонов операторы активно используют такой путь снижения издержек на содержание парка, как экономия на ремонтах. По заявлению совладельца ГК "РТК" Константина Засова, в 2020 году эксплуатация парка при наличии ремонта нерентабельна. Цена комплектаций, запчастей и себестоимость использования парка пока стоят на месте или растут, а выручка обвалилась.

По данным ВРК-3, за 10 месяцев года общий объем рынка сократился на 14,6%, составив в абсолютном выражении 53,1 тыс. ремонтов. Емкость рынка плановых ремонтов по итогам года станет минимальной за последние 10 лет.

Начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Михаил Сапетов отмечает, что на рынке наблюдается ценовое давление на вагоноремонтные предприятия со стороны операторских компаний, что негативно сказывается на качестве ремонта. По его данным, по состоянию на октябрь 2020-го средняя стоимость ремонта снизилась до 58 тыс. руб., хотя еще в январе этого года стоимость набора новых запчастей для ремонта полувагона составляла 73,2 тыс. руб. По мнению М. Сапетова, это означает, что ремонтники подстраиваются под требования операторов о снижении стоимости и устанавливают бывшие в употреблении детали вместо новых.

Положительный эффект для операторов от низкой цены плановых ремонтов нивелирует рост отцепок парка в ТОР. По подсчетам НП "ОПЖТ", за 10 месяцев 2020 года в текущий ремонт в объеме ТР-2 на сети дорог отцеплено 707,5 тыс. вагонов, что на 6% выше, чем за такой же период 2019-го. Чтобы остановить бесконтрольное снижение стоимости ремонта, в партнерстве предложили ввести сетевой стандарт стоимости плановых ремонтов.

Привлечь клиентов операторы пытаются программами лояльности, развитием цифровых сервисов и вниманием к мелким и средним грузоотправителям

Пока операторы полувагонов терпят убытки, собственники специализированного парка чувствуют себя неплохо.

РЖД-Партнер

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner