НОВОСТИ
15 июня 2020

Создания конкурентного рынка вагоноремонта

ОАО «РЖД» объявило о проведении аукциона по продаже 100% минус 1 акция Вагонной ремонтной компании – 2 (ВРК-2). Начальная цена пакета указана в размере 9,145 млрд руб. и повторяет заявленную стоимость проданной в прошлом году ВРК-3. Как продажа ВРК-2 повлияет на рынок вагоноремонта на сети дорог? Как изменится стартовая цена? Кто может стать покупателем?

Андрей Старков, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»

– Мы планируем ВРК-2 в этом году продать, а ВРК-1 оставить в собственном

периметре. ВРК-1 для нас – тот актив, который должен обеспечить ремонт независимо от того, как складывается работа рынка. И исходя из географии расположения ее предприятий позволит обеспечить нам минимально необходимый уровень и качество ремонтных мощностей в Российской Федерации. Для нас это продолжение истории создания конкурентного рынка вагоноремонта. Это будет правильным для отрасли в целом.

Владимир Зверев, директор по эксплуатации и содержанию вагонного парка Первой грузовой компании (ПГК)

– Продажа ВРК-2 обсуждалась довольно давно. Основные объемы плановых ремонтов уже распределены между предприятиями и в этом году вряд ли значительно изменятся. Что касается стоимости услуг, то появление на рынке крупного частного игрока будет способствовать развитию конкурентной среды, что, по идее, должно привести к снижению цен. Но многое будет зависеть от того, какой путь развития компании выберет новый собственник. Пока это лишь предположения, посмотрим, кто выиграет аукцион. Претенденты почти все известны, но не хотел бы сейчас их называть.

Сергей Агеев, генеральный директор СРО «Союз участников железнодорожного рынка»

– О том, что аукцион по продаже ВРК-2 состоится в 2020 году, уже было известно из заявлений ее представителей. Компания поступательно реализует собственную программу по продаже непрофильных активов. Около года назад ОАО «РЖД» уже продало вагоноремонтную компанию ВРК-3. Мы видим, что после этогобольших изменений на рынке не произошло. Акции ВРК-3 перешли к другому собственнику, но объемы ремонта и штатное расписание не изменились. Поэтому примерно то же самое можно будет сказать о ситуации на рынке после продажи ВРК-2. Сегодня рынок вагоноремонта остается рентабельным и конкурентным. Интерес к нему у бизнеса есть. Поэтому желающие принять участие в аукционе будут. Акции ВРК-2 перейдут к покупателю, около года компания будет корректировать свою стратегию, а потом все вернется в привычное рабочее русло. Вывод может быть такой: купля-продажа активов не оказывает влияния на рынок. Производственные мощности и потенциал сохраняются. Изменения на рынке вагоноремонта в связи с ситуацией в экономике, конечно, будут происходить, но они никак не связаны непосредственно с продажей ВРК-2.

Денис Семенкин, заместитель председателя А ОЖдПС

– Еще несколько лет назад ОАО «РЖД» было тяжело продать вагоноремонтные активы, но аукцион по продаже ВРК-3 показал, что на рынке есть квалифицированные участники, которые готовы заплатить интересующие компанию деньги в конкурентной борьбе. В аукционе приняли участие «Гарант Рейл Сервис», «ТрансРесурс», ПГК. Они проиграли на торгах ОМК, но желание получить вагоноремонтный актив у них осталось. Поэтому интерес к покупке ВРК-2 будет. За последние 2–3 года на фоне высоких доходов операторское и связанное с ним вагоноремонтное сообщество накопили необходимые денежные средства, которые нужно куда-то инвестировать. В вагонный парк инвестировать сейчас не так интересно. 

На фоне падения погрузки и вагонных ставок в недалеком будущем операторский рынок столкнется с дефицитом ликвидности, средства будут направляться на погашение имеющихся займов. Поэтому ОАО «РЖД» пытается продать актив, пока у потенциальных инвесторов есть деньги.

Продажа ВРК-2 означает неизменность стратегии ОАО «РЖД» развиваться в качестве перевозчика и логистической компании. То, что компания хочет сосредоточиться на профильном бизнесе, хорошо. ВРК-2 будет продана, хотя сегодня и сложно назвать покупателя. Очень вероятно, что им будет либо ПГК, либо какая-то из компаний, ранее участвовавших в аукционе по продаже ВРК-3. Пока что сложно сказать, как изменится рынок вагоноремонта, так как все собственники будут заинтересованы в увеличении его рентабельности. Но можно отметить, что его формат изменится количественно и качественно.

Представитель операторской компании

– После продажи этого актива у РЖД могут возникать сложности с обеспечением сохранности принятого к перевозке груза во время нахождения вагона в ремонте на предприятиях ВРК-2, а также с определением ответственного в случае его порчи. Понимая это, перевозчик, скорее всего, сосредоточится на выявлении неисправностей подвижного состава до его приема к перевозке, а также в местах расположения собственных пунктов ТОРа и на ВРК-1. Это можетпривести к росту простоев на станциях погрузки и выгрузки.

Игорь Тягунов, исполнительный директор Союза вагоноремонтных предприятий

– Полагаю, наибольший интерес к покупке ВРК-2 проявят крупные собственники грузовых вагонов. Также актив может быть интересен производителям подвижного состава, для которых он может стать хорошей возможностью для перехода на обслуживание вагонов по контракту жизненного цикла. При этом правильная работа с активом может увеличить долю ВРК-2 с 17 до 20%.

Еще две недели назад можно было говорить о торгах и существенном росте стоимости. Но с учетом изменившейся экономической ситуации, скачка курсов валют, падения погрузки и снижения перевозок на сети вероятно, что торг будет незначительным. Не стоит ожидать роста начальной цены на 23%, как это было в случае с ВРК-3. Если принять во внимание еще и тот факт, что крупные сделки проходят с привлечением инвестиций, то ход торгов будет также во многом зависеть и от того, как изменится ставка рефинансирования.

https://www.rzd-partner.ru/

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner