НОВОСТИ
23 апреля 2020

Госпомощи подгоняют вагоны

Железнодорожные компании просят считать их пострадавшими от пандемии. Сейчас железнодорожный транспорт не входит в этот список, в отличие от авиации и автоперевозок. Однако мнения в отрасли разошлись. За новый статус выступают те, у кого в структуре издержек занимает значительное место фонд оплаты труда, а также перевозчики пищевых продуктов. Крупные операторы скорее хотят снижения других статей расходов, в том числе платы за отстой вагонов, не очень рассчитывая на госпомощь. Но и они допускают, что это понадобится в будущем.

Организации железнодорожного транспорта озабочены отсутствием отрасли в перечне наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции. Так, 20 апреля письмо Михаилу Мишустину написала Международная ассоциация логистического бизнеса (МАЛБИ): «С учетом снижения торговли и внешнеторговых контрактов упали объемы грузоперевозок и выручка транспортных предприятий. Компании нуждаются в льготных кредитах на выплату зарплат со 100% субсидированием процентов.

Сходное письмо 17 апреля написала Ассоциация операторов рефрижераторного подвижного состава (АСОРПС). Как пояснил “Ъ” президент АСОРПС Михаил Синев, из-за коронавируса на Дальнем Востоке падает потребление продукции из центральной части России. Регион переходит на местную продукцию — например, вместо мяса все больше потребляется рыбы. Продажи фруктов и овощей падают из-за дороговизны. Экспедиторы вынуждены снижать стоимость своих услуг и несут большие затраты.

Директор московского представительства ООО «Аврора логистикс» Антон Востриков говорит, что погрузка мяса и фруктов из центра на Дальний Восток упала на 15–20%, снижается объем перевозки рыбы: «Основные наши потребители — производители продуктов питания и гостинично-ресторанный бизнес, который сейчас почти не работает». Глава «Агентства рефперевозки» Ильдус Халиков подтверждает падение объемов перевозки мяса из Москвы на Дальний Восток на 25–30%.

Обе ассоциации, как и ранее «Промжелдортранс», просят включить несколько профильных ОКВЭД в перечень наиболее пострадавших отраслей, утвержденный правительством 3 апреля. Пока в нем только авто- и авиатранспорт. InfraOne оценивало потери железнодорожной отрасли к 1 мая в 29,9 млрд руб.— против 134 млрд руб. потерь авиакомпаний и аэропортов.

ОАО РЖД пока не делало заявлений о необходимости включения отрасли в список. В прямой связи с карантинными мероприятиями у компании пострадал пассажирский сегмент: с 21 марта пассажиропоток упал почти на 80%. Погрузка тоже снижается, но это началось еще до эпидемии. В ОАО РЖД от комментариев отказались. Крупные операторы также пока не просят особых условий. В Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) говорят, что нужно ужесточить ответственность за картельные сговоры на рынках запчастей, сохранить до конца 2021 года текущее техрегулирование, снять ограничения по мощности на субсидирование закупок новых локомотивов негосударственными собственниками и обеспечить субсидирования частного бизнеса при обновлении специализированного подвижного состава.

Источник “Ъ” в крупной операторской компании отмечает, что общие меры поддержки касаются в основном дотаций на зарплаты, которые у операторов не являются основной расходной статьей. По его словам, лучше бы ОАО РЖД обнулило плату за отстой вагонов (см. “Ъ” от 17 апреля). Собеседник “Ъ” уверен, что в отношении лизинговых платежей и обслуживания долга те, кто «аккуратно» подходил к его наращиванию, особых сложностей не испытывают. Но другой источник “Ъ” среди крупных операторов уточняет, что даже если в ближайшее время господдержка понадобится только небольшим компаниям, «при негативном сценарии она будет востребована всеми», так что план поддерживающих мероприятий стоит разрабатывать уже сейчас.

КОММЕРСАНТ

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner