14 апреля 2020

Волна запущена

Максим Кленов, финансовый директор ООО «Новая вагоноремонтная компания»

Массовый переход на кассетные подшипники – это очередной аврал и штурмовщина в нашей отрасли. Мне кажется, история нашей страны должна была научить, что волюнтаризм обходится дорого. Непродуманные решения расшатывают системы, создают малопредсказуемые негативные эффекты. Далеко ходить не будем: массовая разделка вагонов 6 лет назад в целях стимулирования вагоностроительной отрасли привела к очередному краткосрочному вагоностроительному буму, росту ставок аренды вагонов и дефициту цельнокатаных колес.

Была запущена волна, которая то аномально поднимала лодки разных игроков рынка, создавая беспричинный оптимизм и иллюзии прекрасного будущего, то аномально опускала, уничтожая остатки инвестиционной активности. Но сейчас мы снова оказались у разбитого корыта, причем все одновременно: и вагоностроители, и операторы, и вагоноремонтники, и производители цельнокатаных колес, и банки.

То есть волатильность рынка возросла, качество представления услуг грузоотправителям упало (так как им пришлось столкнуться с дефицитом вагонов и ростом расходов на перевозки). На балансах компаний висят активы, которые де-факто уже обесценились, инвестиционная привлекательность отрасли в целом резко снизилась и будущее видится весьма туманным. Всего этого можно было бы избежать, если бы парк старых вагонов выбывал более равномерно, а не одномоментно. Не возникало бы локальных дефицитов, которые играли на руку отдельным игрокам, но были вредны для отрасли в целом. Но самое интересное, что волна, запущенная 6 лет назад, будет возвращаться снова и снова в виде пиков выбытия колесных пар и вагонов.

Любой рынок волатилен, то есть переживает спады и подъемы. Задача госорганов не допускать избыточных спадов и подъемов, сглаживать их в пиковые периоды. К сожалению в нашей отрасли мы видим обратные процессы: цель не сгладить пики, а усилить. Мы хотим получить цунами, которое все смоет, а потом будем разбираться, кто выжил и что со всей этой разрухой делать.

Переход на кассетные подшипники – это очередная сомнительная бюрократическая идея, внедряя которую, мы получим непредсказуемый эффект для системы в целом. Кто-то, конечно, на этом заработает, но собственники вагонов, грузоотправители и тысячи уволенных сотрудников депо по всей стране на этом потеряют. И чем короче будут сроки переобувки, тем негативнее будет эффект. Даже производители подшипников могут оказаться в сложной ситуации, если сроки замены, мощности производства и период эксплуатации кассетных подшипников не будут гармонизированы.

Любая инновация эффективна, если ее внедрение экономически обосновано. Поэтому если кассетные подшипники так хороши, то пусть решение принимает собственник вагона, то есть тот, кто за него платит, а вагоноремонтники под требования рынка всегда будут готовы подстроиться.

Ведь могут у нас принимать экономически обоснованные решения. Например, заморозка расценок ТОР в условиях экономического кризиса и существенного снижения доходов у компаний-операторов – это разумное решение. Будем надеяться, что план по доходам и объемам ТОР также заморожен. В противном случае расходы операторов на ТОР все равно могут вырасти. В этом подводный камень данной истории. Говоря по-другому, можно сказать, что важна заморозка итогового показателя, а не одного из факторов.

РЖД-Партнер

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner