НОВОСТИ
05 февраля 2020

Лакмусовые бумажки

Количество простаивающих на сети ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) вагонов, по данным холдинга, превышает 95 тыс. единиц. Опрошенные ТАСС эксперты считают, что это сезонное явление и говорить об ухудшении экономической ситуации в стране или затруднении грузовых перевозок не стоит.

"Деятельность грузового транспорта неразрывно связана с ситуацией в промышленном сегменте экономики – значительная часть движения грузов связана с их приобретением. Структура транспортной отрасли стабильна во времени, и в 2018 году на долю железнодорожного транспорта пришлось 46% грузов, без учета трубопроводного – 87%", – пояснил ТАСС заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Александр Григорьев, слова которого передала пресс-служба.

Институт использует данные о погрузке как один из основных показателей при расчете индекса спроса на промышленную продукцию в России. Аналогичным по информативности показателем выступает потребление электроэнергии.

"Оба значения можно назвать "лакмусовыми бумажками" состояния экономики", – заключил Григорьев.

Падение погрузки

Вместе с тем объемы перевозок по железной дороге в последнее время начали вызывать опасения. Погрузка на сети РЖД в 2019 году снизилась на 0,9%, до 1,278 млрд тонн. Как ранее говорил журналистам заместитель генерального директора холдинга Алексей Шило, прогноз на январь скорректировали – ожидается падение погрузки не на 3,3%, как предполагалось, а на 4,9%. Топ-менеджер РЖД пояснял, что основной причиной послужило интенсивное снижение перевозок угля. Ситуация обусловлена падением цен на твердое топливо на западных рынках. Особенно остро это отразилось на перевозках угля в направлении портов Северо-Запада – они снизились на 2,5% по сравнению с январем годом ранее.

Как считает заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин, основная причина простоя вагонов в декабре – январе – желание РЖД улучшить показатели погрузки в условиях, когда порты не могут справиться с обработкой такого количества грузов.

"РЖД в декабре-январе принимали к перевозке в направлении портов большее количество полувагонов, чем могли своевременно обработать порты, что неизменно приводит к такому явлению, как "брошенные" поезда", – сказал он.

Тем не менее, как отмечает эксперт, снижение грузовой базы в январе – явление обычное, и оно всегда рождает сезонный профицит подвижного состава на сети.

"По нашим оценкам, профицит вагонов на данный момент составляет около 120 тыс., из них 80 тыс. – это полувагоны. Мы говорим о том подвижном составе, который не участвует в грузовых операциях больше месяца. В марте – апреле, если погрузка восстановится до уровня прошлого года, профицит полувагонов может сократиться до 40-45 тыс. единиц, при условии, что угольщики смогут активно поставлять твердое топливо в Китай", – сообщил ТАСС гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.

Плюсы избытка вагонов

Шило в разговоре с журналистами отмечал, что у избытка вагонов есть свои плюсы. В подобной ситуации наблюдается существенное снижение ставок на предоставление подвижного состава. Средневзвешенная суточная ставка аренды вагона составляет на данный момент 1,4 тыс. руб., в некоторых случаях она снижается до 1,2 тыс. руб. По словам топ-менеджера РЖД, снижение ставок вместе со скидками, которые холдинг предоставляет грузоотправителям, станет хорошим стимулом для экономики перевозок.

Безбородов напомнил, что для января характерно не только снижение погрузки – значительное количество вагонов в это время традиционно находится вне перевозочного процесса.

"Показатель для января совершенно нормальный – мы говорим всего о 8% парка (общий парк вагонов на сети российских железных дорог составляет около 1,1 млн единиц – прим. ТАСС). Январь – это время, когда вагоны уходят в плановый ремонт, меняют собственника, операторы оформляют документы на подвижной состав в Росжелдоре. Для компаний зимний период – традиционно возможность без ущерба для бизнеса все это сделать", – заключил эксперт.

ТАСС

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner