НОВОСТИ
24 сентября 2019

Если считать экономический эффект - там не все однозначно

Перевод грузовых вагонов в РФ на колесные пары с кассетными подшипниками займет 8-10 лет, считает начальник управления вагонного хозяйства центральной дирекции инфраструктуры ОАО "Российские железные дороги" Михаил Сапетов (его слова приводит корпоративное издание РЖД).

Как сообщалось ранее, комиссия вагонного хозяйства Совета по железнодорожному транспорту стран Содружества рассматривала этот вопрос 10-12 сентября в Саранске. Вопрос вынесен на рассмотрение на очередном (71-м) заседании организации. Встреча намечена на 15-16 октября в Минске.

Рекомендация сформулирована следующим образом: "С 1 января 2021 г. после капитального ремонта на колесные пары, сформированные с использованием новых колес, в обязательном порядке должны монтироваться подшипники кассетного типа. Требование распространяется на предприятия на территории РФ и на парк приписки РФ".

"Тема вызвала очень серьезный резонанс, в том числе со стороны операторского сообщества. Не успели еще высохнуть чернила у нас на протоколе (комиссии), как уже Союз потребителей услуг рынка быстренько среагировал, собрав совещание, ну, и началась довольно-таки серьезная полемика по этому поводу", – напомнил Сапетов в четверг в ходе "круглого стола", организованного издательским домом "Гудок".

"Тема есть, она будет обсуждаться на различных площадках, динамично вестись обсуждение. Сейчас подготовлена подробная дорожная карта с точки зрения реализации этой задачи, и есть необходимость формирования рабочей группы, которая будет оценивать все риски, связанные с переводом нашего парка на "кассету", – отметил менеджер.

"Сейчас мы с вами, на мой взгляд, намного быстрее реализуем совместный план, который (был выработан) в 2017 г. на площадке ОПЖТ (Объединение производителей железнодорожной техники, объединяет крупнейшие российские компании, работающие в этой сфере). Появление извещения с конкретным сроком, на мой взгляд, ускорит реализацию того плана. Понятно, что задача дорогостоящая, и по времени мы оцениваем реально в 10-15 лет, когда задача может быть решена, когда начнем смотреть положительные эффекты от этих решений", – сказал он.

В частности, по словам Сапетова, только в эксплуатационном хозяйстве "уйдут операции осмотрщика вагонов, когда он будет работать с "кассетой", начиная от молотка, с которым он ползает вдоль вагонов на станции".

Менеджер напомнил, что в Китае парк был переведен на кассетные подшипники за 3 года. "Вопрос живой, вопрос, по которому нам с вами придется очень активно работать. Надеюсь, мы все-таки задачу по переводу парка совместными усилиями решим", – отметил начальник управления вагонного хозяйства центральной дирекции инфраструктуры РЖД.

"Сегодня в России всеми собственниками эксплуатируются 133 тыс. вагонов, в колесных парах которых стоят кассетные подшипники. Это около 13% парка. Опыт эксплуатации доказал высокую эффективность их применения в сравнении с роликовыми, которые применяются в остальных 87% вагонах", – сказал Сапетов корпоративному изданию "Российских железных дорог".

По его данным, в 2018 г. отцепки в ремонт грузовых вагонов из-за неисправности буксовых узлов с роликовыми подшипниками составили 35 случаев на 1 тыс. вагонов, с кассетными – 7. Гарантийный срок службы роликовых подшипников – 3 года, кассетных – 16 лет (8 лет до ремонта и 8 после). Установленная периодичность "среднего" ремонта колесной пары – 5 лет, а наличие в их комплектации роликовых подшипников по факту сокращает это время до 3 лет, отмечает издание. Кроме того, эксплуатация кассетных подшипников уменьшает интенсивность износа гребня колес и позволяет использовать их с гарантией до 8 лет.

Кассетные подшипники в РФ выпускают 3 завода – шведской SKF и американской Timken, а также "ЕПК-Бренко" (ЕПКБ) – совместное предприятие "Европейской подшипниковой корпорации" и Brenco (США). Уровень локализации производства у SKF и ЕПКБ – 85%, у Timken – 40%, отмечает "Гудок", добавляя, что правительство РФ поставило перед ними задачу нарастить уровень локализации к 2021 г. до 90-95%.

В целом эти предприятия производят около 500 тыс. штук кассетных подшипников и обещают нарастить объемы производства к 2021 г. до 1,2 млн, что равно годовой потребности: примерно столько подшипников, по данным Сапетова, потребуется в этом году для капитального ремонта и производства вагонов в стране.

В то же время, кассетные подшипники дороже, отмечает издание: комплект из двух узлов для одной колесной пары стоит около 52 тыс. руб. против примерно 14 тыс. руб. у роликовых. Но за 16 лет эксплуатации кассетных подшипников роликовые придется поменять 5 раз, затраты только на их покупку составят 70 тыс. руб.

Большинство эксплуатируемых в России и странах "пространства 1520" вагонных тележек относятся к типу, созданному под роликовые подшипники, но установка кассетных подшипников на них технически возможна, пишет "Гудок".

Правда, в ходе "круглого стола" в четверг на вопрос директора по техническому развитию RM Rail Ирины Чиганашкиной, оценивала ли одна из профильных "дочек" РЖД – АО "Вагонная ремонтная компания – 3" (ВРК-3) – работу кассетного подшипника в типовых вагонных тележках типа "18-100" или других аналогов, представитель ВРК-3 Алексей Брагин ответил отрицательно.

"Вы можете быть уверенным, что кассетный подшипник в данной тележке будет эффективен и не угрожает безопасности движения? Вы же говорите про тележки, которые проектировались и сертифицировались изначально с кассетным подшипником", – уточнила Чиганашкина. "Нет, не оценивали", – ответил Брагин. "Можно зафиксировать, что это решение технически не оценивалось", – сделала вывод директор по техническому развитию RM Rail.

Брагин также отметил, что на сегодняшний день все предприятия на железнодорожной сети РФ могут ремонтировать колесные пары, оборудованные кассетными подшипниками, с их заменой. "Сейчас идут работы по получению разрешения на ремонт именно кассетных подшипников", – добавил он, напомнив, что ВРК-3 планирует наладить сервис сразу в нескольких своих ремонтных депо.

"Там не все однозначно – если считать экономический эффект, обязательно будем считать, будем обсуждать, в том числе и цены на кассетные подшипники, есть задача решения и с тележками, и со всем остальным – но это задачи технические, решаемые, и надо настроиться на решение этой задачи", – в свою очередь заявил Сапетов. "Научно-технический прогресс не остановишь, рано или поздно он состоится. Чего оттягивать решение, когда мы реально можем решить общую задачу", – сказал он.

ИА "Интерфакс"

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner