30 июня 2019

Годовой отчет АО «ВРК-3»

Акционерное общество «Вагонная ремонтная Компания-3» – крупнейшая федеральная сетевая ремонтно-сервисная Компания, опубликовала отчет о деятельности за 2018 год.

В состав АО «ВРК-3» входят три представительства — Центральное (г. Самара), Уральское (г. Челябинск) и Сибирское (г. Новосибирск), а также 42 вагоноремонтных предприятия на 14 железных дорогах в 25 субъектах Российской Федерации, в числе которых 35 вагонных ремонтных депо (ВЧДр), пять вагонных колёсных мастерских (ВКМ), а также два вагонных участка (ВУ).

Участники рынка

В настоящее время на всей территории Российской Федерации насчитывается более 160 предприятий, оказывающих услуги по плановым видам ремонта грузовых вагонов.

В 2018 году, по сравнению с предыдущим годом, наблюдалось снижение количества оказываемых услуг на 7,6%, ввиду острого дефицита колесных пар, а также существенного списания старых вагонов и ввода на рынок новых вагонов в предыдущие годы.

Позиции АО «ВРК-3» на рынке ремонта железнодорожных вагонов остались устойчивыми, Компания занимает 16,2% рынка, остается третьей компанией по объему ремонта и сервисного обслуживания. Сохранить долю на рынке позволили эффективные сбытовые усилия, качество и оперативность оказываемых услуг, долгосрочные контракты, сервисные контракты, система скидок и гибкая ценовая политика.

В современных условиях наиболее эффективно выполняют работы по ремонту и обслуживанию подвижного состава именно профильные предприятия, способные, в масштабах рынка, организовывать ремонт по оптимальной цене посредством консолидации нескольких заказов.

Однако ряд собственников подвижного состава проводят плановые и капитальные ремонты в небольших частных вагоноремонтных компаниях или на заводах изготовителях, либо на аффилированных ремонтных предприятиях для минимизации издержек.

Основных конкурентов в сегменте частных вагоноремонтных компаний условно можно разделить на:

- частные компании (депо) по ремонту стороннего подвижного состава;

- частные компании по ремонту своего (аффилированные с крупными собственниками подвижного железнодорожного состава) и стороннего подвижного состава;

- условные конкуренты (ремонт только своего подвижного состава);

- вагоноремонтные заводы, где ремонт – одна из услуг (не основная);

- вагоноремонтные заводы и частные компании по ремонту другого сегмента (локомотивов, вагонов метро, трамваев, покраски, мойки вагонов), где ремонт железнодорожных грузовых вагонов присутствует как элемент дополнительных услуг;

- сеть сервисных центров, предприятия по продаже запчастей;

- узкоспециализированные предприятия и прочие машиностроительные предприятия (производящие ремонт колесных пар, восстановление вагонов и проч.).

Грузооборот

На объем рынка ремонта грузовых вагонов, в первую очередь, влияет объем и структура перевозимых железнодорожным транспортом грузов. Железнодорожный транспорт в России является крупнейшим по объемам перевезенных грузов и составляет более 45% от всех перевезенных грузов в стране в тонно-километрах за последние 3 года. Динамика перевозки грузов железнодорожным транспортом за последние 8 лет условно стабильная: после спада в 2016 году, наметился рост в 2017 году на 6% и на 4% – в 2018 году.

В 2019 году, в пределах показателей 2018 года, при позитивной экспортной динамике, прирост составит 2% по прогнозу рынка. За время существования современной России, впервые в 2018 году, объемы грузовых перевозок превысили соответствующие максимальные показатели, достигнутые в 1990 году в РСФСР.

Структура железнодорожных перевозок

В структуре перевозок ОАО «РЖД», за последние три года, за счет продукции сырьевого сегмента, произошел прирост по основным грузам, отправляемым на экспорт. Однако наблюдается падение по грузам, предназначенным для внутреннего потребления (например, строительные материалы).

На снижение объемов железнодорожной перевозки нефтепродуктов влияет факт подключения в 2018-2019 годах ряда крупных НПЗ к системе магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов и рост сегмента трубопроводного транспорта.

Наиболее перспективными в России становятся контейнерные перевозки, в том числе транзитные из стран ЮВА в ЕС. Регулярный рост сегмента контейнерных перевозок был спрогнозирован в Транспортной стратегии Российской Федерации, принятой в 2008 году, и в Концепции комплексного развития контейнерного бизнеса в ОАО «РЖД» 2012 года.

Рынок ремонта железнодорожных вагонов

За последние пять лет ситуация на рынке железнодорожных вагонов остается достаточно стабильной.

Среднегодовое количество ремонтов составило порядка 457 тыс. вагонов, существенного колебания рынка не было.

После спада в 2015 году, за последующие два года наблюдается незначительный прирост. Спад за 2018 год обусловлен дефицитом колесных пар. В денежном выражении рынок растет в большей мере за счет стоимости затрат, в частности на материалы и запчасти, которые существенно выросли за последние пять лет.

Важнейшими факторами, влияющими на объем рынка ремонта железнодорожных вагонов, являются:

- средний возраст вагонов;

- плановые ремонты;

- интенсивность и условия эксплуатации;

- объём грузоперевозок в стране;

- международная конъюнктура цен на сырьевых рынках (нефть, уголь, металлы и руда, лес и др.);

- уровень списания подвижного состава;

- замена состава инновационными вагонами (перспективные планы для железной дороги в России – замена до половины вагонов подвижного парка инновационными с учетом опыта США и Австралии);

- расширение спектра услуг со стороны вагоноремонтных компаний;

- производство и ввод в эксплуатацию новых вагонов. 

За последние 3 года на территории России происходит существенное омоложение парка подвижного состава, учитывая уровень списания вагонов, а также объем ввода (производство и продажи) новых железнодорожных вагонов, допустимо признать факт наличия более 100 тыс. инновационных вагонов.

Данные факторы минимизируют риски поломок подвижного состава и снижают затраты собственников вагонов на внеплановые ремонтные работы на ближайшие два года.

Вместе с тем заметен рост числа отцепок вагонов в текущий ремонт (ТР-1 и ТР-2). Самой распространенной причиной отцепки в ТР-1 остается технические неисправности кузова (в том числе, запор люка (40,8%) и погрузочно-разгрузочные механизмы (24,4%). Наибольший прирост отцепок в ТР-2 (35%) наблюдался по причине неисправностей автотормозов.

Стоимость среднего отцепочного ремонта составляет порядка 24 тыс. руб. на 1 вагон, годовая сумма таких ремонтов составляет до 30 млрд. руб.

В 2018 году был прирост отцепки в ТР-1 по техническим неисправностям рамы – на 11% и на 35% – автосцепки.

Важными причинами ремонта в ТР-2 остается колесная пара 68,8% (в том числе буксовый узел – 7%, тонкий гребень – 66% и выщерблины – 18%).

Тенденции развития и проблематика рынка

Основная тенденция всего рынка вагоноремонтных услуг в России – это сохранение доминирующей доли рынка предприятий ОАО «РЖД» (вагонных ремонтных компаний). По прогнозу рынка до 2020 года, доля профильных предприятий ОАО «РЖД» в сегменте ремонта железнодорожных вагонов составит порядка 52%.

Наиболее существенные и усиливающиеся позиции будут у частных вагоноремонтных компаний в проведении деповского ремонта, на всем сегменте плановых, текущих ремонтов железнодорожных вагонов с последующим снижением доли вагонных ремонтных компаний ОАО «РЖД».

Ввиду отсутствия прироста подвижного состава и роста грузоперевозки, существенного роста рынка ожидать не стоит.

Рынок может расти без учета роста цен на запчасти и комплектующие; налоговые отчисления в пределах 3-5% в год по причине роста цен на запчасти и комплектующие в ближайшие пять лет. Рост рынка в денежном выражении на ближайшие 3 года условно составит порядка 15% в год. Следует отметить, что рост рынка ремонта грузовых вагонов, как составляющей всего рынка железнодорожных перевозок, в большей мере обусловлен экспортными поставками и, следовательно, зависит от ситуации на мировых рынках и уровня потребления за рубежом.

Перспективы рынка для АО «ВРК-3»:

- сервисные услуги (сервис, гарантийное и послегарантийное обслуживание железнодорожных вагонов);

- ремонт и сервис инновационных вагонов (при текущих тенденциях, через 3 года, подвижной состав станет инновационным на 20-25% от всего рынка железнодорожных грузовых вагонов);

- дополнительные услуги (покраска, мойка, чистка и др.);

- существенных перспектив рынка в строительстве новых депо на существующих сетях РЖД нет;

- консолидация усилий вагонных ремонтных компаний РЖД для разработки общей программы развития и минимизации последствий конкуренции;

- комплекс мероприятий по сокращению издержек, автоматизации (роботизации) большей части производственных процессов, техническое перевооружение, интенсификация усилий на сбыт и продвижение услуг.

Проблематика рынка ремонта железнодорожных вагонов:

- ремонт и обслуживание инновационных вагонов;

- качество нового подвижного состава;

- качество ремонта подвижного состава;

- надежность отдельных узлов и деталей железнодорожных вагонов.

Клиенты

Основными клиентами рынка ремонта грузовых железнодорожных вагонов являются как крупнейшие собственники подвижного состава и лизинговые компании, так и отдельные предприятия в сфере добычи полезных ископаемых, имеющие относительно небольшие парки железнодорожных вагонов.

Основные компании-клиенты вагоноремонтных предприятий в России:

• компании грузоотправители;

• операторы (собственники вагонов);

• лизинговые компании;

• зарубежные клиенты.

На ближайшие пять лет возможно спрогнозировать, что с учетом существенного обновления железнодорожных вагонов в России (за предыдущие четыре года), очевиден рост потребностей в основных деталях и узлах (в том числе литых) для ремонта вагонов, что, в свою очередь, увеличит общий объем услуг на рынке ремонта железнодорожных вагонов РФ. Пик прироста рынка ожидается к 2023 году.

Ключевые показатели производственной деятельности

Несмотря на сложную экономическую ситуацию внутри страны, колебания мировых цен на сырье и энергоносители, изменения в структуре перевозимых грузов и динамики использования подвижного состава, снижения объема ремонта железнодорожных вагонов по сети железных дорог и роста конкуренции на рынке ремонта вагонов в РФ АО «ВРК-3» удалось сохранить долю на рынке в размере 16,2%.

За 2018 год предприятиями АО «ВРК-3» фактически отремонтировано деповским и капитальным ремонтом 68 264 вагона, при плане 75 734 вагона или 90,1% к плану (– 7 470 вагонов). В том числе:

- деповским ремонтом отремонтировано 61 168 вагонов, при плане 68 784 вагона или 88,9% от запланированного объема;

- капитальным ремонтом отремонтировано 6 842 вагона, при плане 6 950 вагонов или 98,5% к запланированному объему;

- сервисное обслуживание – 254 вагона (планом не предусмотрено).

Основные причины невыполнения плана ремонта вагонов:

- Снижение объема ремонта по сети железных дорог на 7,6%. При планировании бюджета прогнозировалось снижение на уровне 1%;

- Недопоставка колесных пар СОНК поставщиком запасных частей ТД «РЖД».

При сравнении с предыдущими годами, объемы деповского ремонта существенно не снизились.

Ремонт колесных пар

Увеличение формирования колесных пар объясняется возросшей потребностью в замене колесных пар (при ремонте вагонов и дефиците колесных пар б/у со списанного подвижного состава) и обусловлено тем, что в период с 2014-2017гг. собственники подвижного состава отдавали предпочтение б/у колесным парам, по этой причине этот период толщина обода колесных пар уменьшилась до критических размеров, что привело к дефициту колесных пар, пригодных для среднего и текущего ремонта.

Вагонными ремонтными депо Компании производится участковый ремонт колесных пар. За 2018 год отремонтировано участковым ремонтом 142 795 колесных пар или 95,9% к плану (план – 148 894 ед.). Невыполнение плана обусловлено ростом объемов текущего отцепочного ремонта.

Текущий ремонт вагонов

В отчетном периоде отремонтировано текущим ремонтом 51 364 вагона, при плане – 41 972 вагона. План перевыполнен на 9 392 вагона или 22,4% за счет увеличения образования неисправного подвижного состава, требующего ремонта в объеме ТР-2 на близлежащих станциях, примыкающих к предприятиям АО «ВРК-3» на сети железных дорог.

Использование производственных мощностей за 2018 год составило – 111,3%. Расчет производственной мощности измеряется в приведенных единицах. За приведенный ва- гон принят цельнометаллический четырехосный полувагон деповского ремонта с производственным циклом, равным двенадцати часам Т=12 час.

В соответствии с Положением об условных номерах для клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей по итогам 2018 года при процедуре подтверждения и расширения области действия условных номеров клеймения вагонными ремонтными депо АО «ВРК-3» дополнительно получено разрешение Росжелдор по пяти депо.

Инновационная деятельность и развитие сервисных центров

Инновационное развитие АО «ВРК-3» осуществляется в соответствии с задачами, которые определены Стратегией АО «ВРК- 3», Стратегией развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года и Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» и его дочерних и зависимых обществ до 2020 года, а также Стратегией научно-технического развития ОАО «РЖД» на период до 2020 года и перспективу до 2025 года («Белая книга ОАО «РЖД»).

Основной целью Программы инновационного развития АО «ВРК-3» является создание научно-технических и технологических условий для повышения эффективности деятельности АО «ВРК-3» при постоянном росте качества предоставляемых услуг и гарантированном обеспечении безопасности перевозочного процесса.

Первоначальная задача АО «ВРК-3» – при взаимодействии с компанией-владельцем вагонов отработать и реализовать интересы данной компании в вагонных ремонтных депо АО «ВРК-3».

Среднесрочная задача – создать максимально комфортные условия для компании-владельца, что позволит охватить текущим и плановым ремонтом весь парк обслуживаемых вагонов.

Долгосрочная задача – предложить на рынок услуг по ремонту грузовых вагонов (для других собственников вагонов) качественный и удобный для клиентов сервис, сервисное обслуживание и сервисные контракты.

В АО «ВРК-3» заключен ряд соглашений о сотрудничестве с производителями сдвоенных подшипников и конических подшипников кассетного типа, для организации на базе предприятий АО «ВРК-3» центров сервисного обслуживания колесных пар, оборудованных подшипниками сдвоенными и кассетными. С этой целью все предприятия АО «ВРК-3» оснащены прессовым оборудованием для демонтажа и монтажа кассетных подшипников всех видов и производителей. На предприятиях АО «ВРК-3» организована сертификация колесно-роликовых участков на подтверждение возможности выполнения ремонта колесных пар, оборудованных подшипниками кассетного типа.

Основные задачи сервисных центров:

- повышение клиентоориентированности АО «ВРК-3»;

- снижение затрат на транспортные расходы по доставке узлов и деталей в ремонт/ из ремонта;

- снижение простоя вагонов в ремонте;

- автоматизация производственных процессов.

По результатам расчета рейтинга кредитоспособности Компании сумма балов составила R=12,75. АО «ВРК-3» может быть присвоен рейтинг В1 «Общество с удовлетворительным финансовым состоянием».

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner