НОВОСТИ
27 февраля 2019

Постановка задачи на государственном уровне

Состояние и перспективы рынка продажи деталей для ремонта грузовых вагонов

Андрей СОБОЛЕВ, председатель Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава (Старый Оскол)

В статье мы будем вести речь только о крупном и среднем вагонном литье, так как с мелким литьем проблем обычно не возникает.

Существует 5 источников (способов) приобретения деталей крупного вагонного литья при ремонте вагонов. Эффективность этих способов зависит от ситуации на рынке в данный конкретный период времени.

1. Приобретение деталей в вагоноремонтной организации.

2. Приобретение у сторонних поставщиков.

3. Приобретение новых деталей на заводах-производителях.

4. Создание собственного запаса деталей в депо и на ближайших складах.

5. Использование «вагонов-доноров».

Период с 2014 по середину 2017 года для владельцев вагонов с точки зрения доступности деталей для ремонта можно охарактеризовать как наиболее благоприятный за всю историю – в результате массовой порезки вагонов деталей б/у по всей стране хватало с избытком, цена на них была на минимально низком уровне. К тому же слабый спрос на новые вагоны приводил к появлению на рынке нового литья, реализуемого производителями сразу же после оплаты и по очень доступным ценам. Так, в конце 2016 года новые боковые рамы продавались по цене 49–52 тыс. рублей за единицу. Для сравнения – сегодня эта позиция продается по цене 140–150 тыс. рублей за единицу. Широкая доступность и дешевизна деталей привели к тому, что владельцы вагонов не создавали запаса деталей.

Но со второй половины 2017 года выяснилось, что операторы и прочие владельцы вагонов не имеют системно решенного вопроса с обеспечением себя деталями крупного вагонного литья для целей ремонта.

Основные проблемы, возникающие у владельцев вагонов при приобретении деталей:

1. Постоянный рост цен на детали крупного вагонного литья.

Основная причина роста цен заключается в наличии спроса на новый подвижной состав, в итоге крупное вагонное литье уходит под новые вагоны. Стоимость его постоянно растет, а стоимость деталей на вторичном рынке растет вслед за стоимостью нового литья. Таким образом, предстоящее насыщение рынка новыми вагонами, повлечет резкое снижение спроса на новые детали, что снизит цены на них и при приобретении для целей ремонта.

2. Вероятность приобретения контрафактной или нелегальной детали.

Поставщики деталей периодически «омолаживают» детали или скрывают источники их происхождения. К сожалению, контроль за оборотом деталей со стороны государства носит также непоследовательный и субъективный характер.

Так, в настоящее время Ространснадзор для выявления контрафактных деталей завода Ружоу (КНР) требует представления от их владельцев паспортов качества. Что нельзя признать законным и справедливым, так как таких документов у покупателей литья не хранится, особенно если он является вторым или третьим покупателем.

3. Мошеннические действия продавцов с платежами, полученными за детали. Дефицит всегда провоцирует активизацию преступно настроенных субъектов, которые, получив деньги за обещанные детали, исчезают.

4. Не подтверждение НДС, непредставление бухгалтерских и сопроводительных документов.

5. Отсутствие гарантий качества поставляемых деталей.

6. Невозможность оперативного приобретения деталей на заводах-производителях.

7. Отсутствие деталей в месте ремонта вагонов и необходимость нести финансовые и временные затраты по их подвозу.

8. Необходимость повторного входного контроля в отношении боковых рам и надрессорных балок, проверенных в иных ремонтных организациях.

Если по колесным парам проведенный ремонт признается другим вагоноремонтным предприятием и колесная пара подкатывается под вагон, выпущенный из ремонта предприятием, не проводившем ремонта колесной пары, то по боковым рамам и надрессорным балкам у нас иная ситуация. Отремонтированную боковую раму привозят в вагонное депо, и оно заново проверяет деталь и может ее забраковать. Это очень усложняет оборот деталей, влечет большие финансовые затраты. Так как сейчас детали транспортируются на расстояние свыше 2000 километров.

Предложения по улучшению рынка продаж деталей вагонов

1. Создание открытой информационной базы данных, позволяющей прослеживать историю детали грузового вагона от момента производства до момента продажи всеми последующим покупателям.

В настоящее время у нас есть сведения о забракованных деталях, но необходимо, чтобы у нас были сведения от производителей обо всех выпущенных деталях за последние 20 лет в виде пономерных списков.

2. Создание официальной и открытой методики прогнозирования на каждый предстоящий год объема выбывающих деталей.

По данным нашей Ассоциации, в стране ежегодно бракуется по разным причинам более 100 тыс. боковых рам (БР) и надрессорных балок (НБ):

• 2016 год – забраковано 66 473 НБ и 161 589 БР;

• 2017 год – забраковано 40 615 НБ и 94 950 БР;

• 11 мес. 2018 года – забраковано 20 938 НБ и 50 501 БР.

То есть по большей части мы уже можем оценить потребность в деталях для планового и текущего ремонтов ежегодно.

3. Постановка задачи на государственном уровне производителям деталей вагонов по производству крупного и среднего вагонного литья для целей ремонта грузовых вагонов в соответствии с минимально спрогнозированным объемом потребления.

4. Совершенствование процесса хранения деталей вагонов в вагоноремонтных организациях.

5. Признание ремонта боковых рам и надрессорных балок, проверенных и отремонтированных в иной ремонтной организации при наличии необходимых клейм и сопроводительных документов.

РСП Эксперт

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner