НОВОСТИ
05 июля 2018

Ушли многие посредники

Группа "РТК", владеющая одним из крупнейших в РФ операторов вагонов-зерновозов – АО "Русагротранс" (РАТ), ждет существенного увеличения экспорта зерна по железной дороге в нынешнем сезоне.

"К завершению зернового сезона экспортные перевозки зерновых по железной дороге, по нашей оценке, достигнут исторически рекордного уровня в 19 млн тонн, что превысит результат прошлого сезона в 1,76 раза", – заявил в интервью "Интерфаксу" совладелец "РТК" Константин Засов. По данным аналитического центра РАТ, объем зерна, отправленного на экспорт по железной дороге, в сезоне 2017-2018 гг. (июле-апреле) на 64% превысил показатели того же периода предыдущего года.

Среди предпосылок роста, по мнению бизнесмена, – исторический рекорд по сбору зерна в 135,4 млн тонн, при том, что в 2016 г. также был собран высокий урожай – 120,7 млн тонн, "что привело к накоплению максимальных за последние 8 лет запасов".

"Второй важнейший фактор – введение правительством льготного тарифа на перевозку зерна железнодорожным транспортом из ряда регионов Центральной России, Поволжья, Урала и Сибири. Третий фактор – рост экспортных цен на российскую пшеницу, которая с февраля торгуется дороже $200 за тонну, впервые за 3 года. В итоге большое количество зерна, удачная ценовая конъюнктура и своевременные меры поддержки привели к тому, что в этом сезоне ставился рекорд за рекордом", – отметил он.

"В этом сезоне произошло также важное событие, повлиявшее на рынок. С него ушли многие посредники, и производитель в ряде регионов стал самостоятельно решать, куда и как отправить зерно. К сожалению, это случилось в октябре-ноябре, когда основная часть перевозок и квот в портах были уже расписаны. Но благодаря работе Росжелдора, Минсельхоза, Минтранса и РЖД удавалось найти дополнительные возможности в уже загруженной логистической цепочке", – добавил К. Засов.

"В ежедневном режиме решались задачи по обеспечению маневровыми локомотивами, увеличению скорости погрузки на элеваторах и выгрузки в портах, приоритетного обеспечения перевозок зерна, даже в условиях ограничений на погрузку в портах из-за неблагоприятных погодных условий. В итоге получился своеобразный "стресс-тест", который система прошла в целом успешно, продемонстрировав рекордные результаты, о которых 10 лет назад мы могли только мечтать", – сказал он.

Также он отметил, что в последнее время курс рубля был главным драйвером роста экспортных перевозок зерна, а введенные западные санкции "дали серьезный толчок" для развития внутреннего производства в ряде отраслей. "На продовольственном рынке, полагаю, это заметили все", – сказал топ-менеджер.

При этом бизнесмен отметил, что, если бы инфраструктура рынка оказалась не в состоянии отправлять на экспорт свыше 5 млн тонн зерна в месяц, воспользоваться этими факторами было бы сложно. "Однако за последние 10 лет большинство участников научилось работать на растущем рынке, построены новые терминалы, заключены долгосрочные договоры, позволяющие качественно планировать на долгий период, обновлен стареющий парк зерновозов", – добавил К. Засов.

"10 лет назад не было серьезных инвесторов в подвижной состав, в инфраструктуру. Парк старел, терминалы работали с перебоями, конвенции (ограничения ОАО "Российские железные дороги" на отправку грузов) были обычной практикой. Теперь же, к примеру, наша компания является крупнейшим на сети собственником новых вагонов, у нас заключены "долгие" контракты со всеми крупными грузовладельцами, что позволяет планировать перевозку за несколько месяцев", – сказал он.

Россия будет и дальше наращивать производство и экспорт зерна, у нее есть для этого все возможности, считает предприниматель. "А с внедрением новых технологий наш рынок может продолжать расти теми же темпами еще много десятков лет. И главное, учитывая взрывной рост населения на планете и изменение структуры питания в Африке и странах Азии, рынок сбыта будет так же расти. И все что нам нужно – это соответствовать потребностям рынка", – полагает он.

В частности, в будущем сезоне, по мнению К. Засова, вновь ожидаются высокие темпы отгрузки зерна на экспорт, причем "стресс-тест" уже пройден и инфраструктура вышла на новый технологический уровень, позволяющий обеспечивать крайне высокие темпы перевозок железнодорожным транспортом". По прогнозам "РТК", урожай зерна в 2018 г. составит около 120 млн тонн.

"Еще не ясно, насколько существенно сказалась засуха на юге и какие последствия будет иметь поздний сев в сибирских регионах. Поэтому, возможно, корректировка как в ту, так и в другую сторону. Колебания и отклонения могут быть", – отметил бизнесмен. В то же время технологических резервов компании хватает, чтобы "своевременно реагировать на такие отклонения": есть резервы в повышении оборачиваемости вагонов, "а здесь грамотное государственное регулирование может дать колоссальный эффект".

"К примеру, внедрение системы электронного документооборота между структурами РЖД и органами Россельхознадзора и ФТС привело бы к радикальному сокращению времени на оформление сопроводительных документов на груз, оригиналы которых (сейчас) необходимо получать в удаленных от станций погрузки региональных центрах. Цифровизация логистики и госрегулирования будут ключом к еще более значительному росту рынка", – считает он.

Отвечая на вопросы о планах развития парка, предприниматель заявил: "Это совершенно логичный процесс, которому мы следуем в заявленных масштабах". Ранее К.Засов говорил, что компания намерена до 2021 г. обновлять до 2 тыс. вагонов в год. "Русагротранс", по словам бизнесмена, "находится в активной инвестиционной фазе". В то же время, по словам К. Засова, "количество вагонов – не панацея" и "важно развивать технологию".

"В США более 90% зерновых перевозок маршрутизировано. С 2008 г. нам удалось продвинуться в развитии этой технологии. Но рынку зерна, в отличие от угля или руды, необходимы технологические преференции, ведь груз концентрируется не в одном месте добычи, а на сотнях станций", – добавил предприниматель.

При этом, в частности, он отметил, что компания решает вопросы, вызванные принятым в 2015 г. решением об изменении параметров маршрутизации всех перевозок. "Вместо 45-ти вагонов в отправительском маршруте стало возможно грузить только 57. Почти ни один элеватор не может сформировать состав из 57-ми вагонов за сутки. Это – проблема, но мы видим пути ее решения", – сказал бизнесмен.

Говоря о географии экспортных перевозок, К.Засов отметил, в частности, что компания не ожидает затруднений с поставками пшеницы в Египет. Это крупнейший в мире импортер пшеницы, ввозящий около 10-12 млн тонн в год (примерно половину закупает госкомпания GASC). "Россия поставила в Египет около 8,7 млн тонн зерна в сезоне 2017/18 (с июля по май). Импортируемая пшеница используется для программы субсидированного производства хлеба для семей с низкими доходами. Импорт пшеницы для Египта – это во многом вопрос социальной стабильности. А российская пшеница наиболее конкурентоспособна на этом рынке", – сказал бизнесмен.

Что касается китайского направления, то пока отправка на нем незначительна (60 тыс. тонн за сезон), поставки идут через Забайкальск. "В отсутствие терминала на Дальнем Востоке сложно говорить об увеличении поставок. В нашей среднесрочной стратегии развития пока нет сценария серьезного увеличения экспорта в этом направлении, но это также возможный фактор потенциального роста", – заявил К. Засов.

Группа "РТК" эксплуатирует более 63 тыс. вагонов различных типов. Основные владельцы холдинга – К. Засов и Константин Синцов.

ИА "Интерфакс" 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner