НОВОСТИ
19 июня 2018

Покупаем новые вагоны - Риски и пути их решения

В адрес нашего портала от потенциальных покупателей грузовых вагонов, для экспертной оценки, поступают проекты договоров с вагоностроительными заводами на приобретение подвижного состава. Цель оценки – предусмотреть положениями договоров максимальную защиту интересов будущих владельцев подвижного состава, свести к минимуму риски, которые могут привести к необоснованным убыткам владельцев в течение всего срока эксплуатации вновь приобретенного грузового вагона.

В результате проделанной работы стало возможным обобщить ряд системных спорных моментов проектов договоров, которые было рекомендовано изложить в скорректированных версиях. Отредактированные положения основаны на опыте, полученном авторами экспертных оценок при приобретении подвижного состава, решении проблем его содержания.

Итак, системные проблемы договоров:

1. Производители не усматривают за собой обязанности передавать покупателям технические условия (ТУ) на изготовление вагона. Поэтому у покупателя нет возможности проверить комплектацию вагона на соответствие ТУ. Это дает возможность изготовителю установить на вагон узлы и детали, ТУ не предусмотренные. На практике известны случаи, когда изготовитель оснащал вагоны поглощающими аппаратами класса Т0 вместо Т1, чугунными фрикционными клиньями вместо стальных. В указанных случаях владельцы устраняли несоответствия фактической комплектации проектной за свой счет, взыскивая в дальнейшем убытки с изготовителя в судебном порядке.

Решение проблемы – включение в договор обязанности изготовителя передавать покупателю выписку из ТУ о комплектации вагона (с указанием типов, классов, ГОСТов или ТУ на изготовление комплектующих вагона). Перечень комплектующих формировать по соглашению сторон договора.

2. Договорами не предусмотрена передача от изготовителя покупателю заверенных копий сертификатов соответствия на отдельные узлы и комплектующие. Это дает возможность изготовителю установить на вагон узлы и детали сертификатов не имеющие (контрафактные). Известны случаи, когда изготовители узлов и деталей отказывали в удовлетворении претензий по гарантии, обосновано мотивируя это тем, что не поставляли вагоностроителям отказавший узел. Случаи производства кустарным методом мелкого и среднего литья (автосцепки, тяговые хомуты, упорные плиты), их установка при изготовлении на вагон, стали неприятным сюрпризом для владельца вагонов в процессе их эксплуатации.

Решение проблемы – включение в договор обязанности изготовителя передавать покупателю заверенные копии сертификатов соответствия на отдельные узлы и комплектующие. Перечень сертификатов формировать по соглашению сторон договора.

3. Срок гарантии на вагоны после постройки производитель назначает до истечения межремонтного норматива (отцепки в первый плановый ремонт). Однако, ТУ, как правило, на несущие элементы рамы (кузова) предусмотрена длительная гарантия (полувагон модели 12-9085 – 12 лет, более половины срока службы вагона). Важнейшие узлы и делали также имеют собственный срок гарантии, предусмотренный нормативной документацией на их изготовление (ГОСТы, ОСТы, ТУ и т.д.). Например - цельнокатанное колесо, согласно ГОСТ 10791-2004, имеет гарантию производителя на весь срок службы. Ограничение изготовителем вагона срока гарантии на вагон и его комплектующие до первого планового ремонта лишает владельца вагона возможности возместить свои убытки, в обоснованных случаях, в пределах сроков гарантии, назначенных нормативной документацией на их изготовление. Известны случаи, когда изготовитель вагона, ограничив гарантию договором, отказывал владельцу в возмещении убытков от смены ЦКК при первом плановом ремонте по причине литейного дефекта.

Решение проблемы – исключение из договора ограничения срока гарантии на вагон и его комплектующие по факту его поступления в первый плановый ремонт. Включение в договор обязанности изготовителя передавать покупателю выписку из ГОСТов, ОСТов, ТУ с указанием гарантийных сроков по согласованному сторонами перечню узлов и деталей.

4. Производитель вагона договорами не предусматривает своей ответственности за качество изготовления «быстоизнашивающихся, сменных деталей». При этом перечень указанных деталей не предлагается. Какая скорость износа относится к «быстой»? Быстрее всего у вагона изнашивается поверхность катания цельнокатанного колеса, но у него есть индивидульный гарантийный срок. К сменным деталям можно отнести все детали кроме рамы и кузова (передние и задние упоры автосцепного устройства, например, возможно сменить при необходимости). Фрикционный клин тележки – гасит колебания вагона, имея при этом существенный собственный износ. Но даже для него существует нормальная скорость износа. Следовательно, возможно установить минимальный пробег, при котором достигается предельный износ. Наличие детали в категории «быстоизнашивающихся, сменных деталей» не дает изготовителю право избежать ответственности за низкое качество их изготовления, монтажа. Случаи массового выхода из строя «быстоизнашивающихся деталей» в течение первых месяцев эксплуатации на практике известны.

Решение проблемы – договором предусмотреть перечень «быстоизнашивающихся, сменных деталей» с указанием индивидуальных гарантийных сроков, согласованных сторонами.

5. Идентификацию технологических неисправностей изготовитель вагона предлагает выполнять на основании классификатора «Основные неисправности грузовых Вагонов» (КЖА 2005 04).  Однако, Регламент расследования причин отцепки грузового Вагона и ведения рекламационной работы, утвержденный президентом НП "ОПЖТ" В.А. Гапановичем от 26.07.2016г. (п.2.18) гласит: «установление причины возникновения неисправности или дефекта (технология, эксплуатация, повреждение) производится ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССЛЕДОВАНИЯ. Цифровой признак неисправности, который сопровождает код неисправности при передаче в ГВЦ ОАО «РЖД» информации о неисправности, для определения причины неисправности значения не имеет.

Решение проблемы – договором предусмотреть идентификацию технологических неисправностей по результатам расследования.

6. Договорами изготовители оставляют за собой право выбора: замена дефектной детали на аналогичную исправную либо возмещении убытков владельца вагона, вызванных устранением дефекта. Сроки устранения дефекта при этом изготовитель себе не назначает. Данное обстоятельство лишает владельца права использовать свое имущество (вагон) в течение неопределенного времени.

Решение проблемы – договором предусмотреть предельный срок устранения дефекта изготовителем собственными силами от даты определения его вины.

7. Для расследования случаев отцепок вагонов в ремонт изготовители предлагают использовать Регламент расследования причин отцепки грузового Вагона и ведения рекламационной работы, утвержденного президентом НП "ОПЖТ" В.А. Гапановичем от 26.07.2016г. Однако, указанный Регламент не предусматривает расследования причин неисправностей вагонов (вагонных узлов, комплектующих), выявленных в иных случаях, (при всех видах ремонтов, погрузочно-разгрузочных операциях и т.д.). В качестве экспертной организации, выносящей решения о причинах дефекта и виновнике, предлагается исключительно комиссия эксплуатационного вагонного депо ОАО «РЖД». Процедуру расследования и оформления рекламационных документов по факту выбраковки дорогостоящих узлов и деталей при плановых ремонтах в частных вагоноремонтных депо Регламент не предусматривает. Регламент не защищает в полной мере интересы владельца вагона в случае отказа узлов и деталей вагона с не истекшей гарантией.

Решение проблемы – договором предусмотреть расследование случаев дефектов вагонов, вагонных узлов и деталей в порядке предусмотренном законодательством РФ (ГК РФ).

Договор на покупку вагонов – важнейший документ, на основании которого владелец вагона имеет возможность избежать убытков, связанных с низким качеством изготовления. От того, насколько полно договором учтены интересы покупателя, зависит перспектива решения проблем устранения дефектов постройки вагона. Каждый вправе выбрать свой путь: набить собственные шишки или воспользоваться опытом лиц, которые этот тернистый путь уже прошли.

Петр Иванов "МояКолея1520.рф"

Комментарии

"Колесный мастер 38" ООО 20 июня 2018

Хорошая статья. Нельзя позволять вагоностроителю писать правила взаимодействия "под себя". Накосячил - плати...


Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner