НОВОСТИ
28 марта 2024

Контейнерный консенсус

Рынок контейнерных перевозок грузов в 2024 г. в России вырастет в физическом выражении в пределах 5-10% по сравнению с 2023 г., рассказали опрошенные «Ведомостями» игроки отрасли и эксперты. Объем рынка измерялся объемом перевозок грузов в соответствующей таре (TEU – эквивалент 20-футового контейнера) во внешнеторговом, транзитном и внутреннем сообщении через порты и по сети РЖД.

В этом году динамика контейнерного рынка будет определяться высокой базой 2023 г., на железнодорожном направлении ожидается замедление темпов роста, сказал «Ведомостям» представитель группы «Дело». В группу входят, в частности, крупнейший в России оператор морских контейнерных терминалов Global Ports и железнодорожный оператор «Трансконтейнер», а также терминал НУТЭП в порту Новороссийска.

«Дело» ожидает, что перевалка контейнеров в портах в этом году может вырасти на 6-7% до 5,3 млн TEU, по сети РЖД – на 4% до 7,7 млн TEU, говорит источник «Ведомостей», знакомый с прогнозами компании. Показатели включают перевозку груженых и порожних контейнеров и не суммируются друг с другом, поскольку один и тот же контейнер может быть сначала перевален в порту, а затем отправлен по железной дороге, отмечает собеседник.

Представитель компании сказал лишь, что по году ожидается небольшая позитивная динамика в этом направлении. «Мы наблюдаем восстановление экспорта как в портах, так и на железной дороге и перераспределение грузопотоков на маршруты через порты Северо-Запада», – пояснил он.

На эти порты приходятся наибольшие темпы прироста контейнерооборота из-за локальной низкой базы в 2022-2023 гг., продолжает собеседник. Из-за загруженности инфраструктуры Восточного полигона (БАМ и Транссиб) перевалка через порты Дальнего Востока начала снижаться (-2% за январь-февраль 2024 г.), но на них все еще приходится почти половина контейнерооборота страны, отмечает он.

Гендиректор Global Ports Альберт Лихолет в беседе с журналистами на выставке «ТрансРоссия-2024» в середине марта отмечал, что в феврале 2024 г. оборот контейнеров в портах Северо-Запада вырос в 3 раза в годовом выражении до 129 000 TEU. Он объяснил это насыщением направления сервисами, поддержкой логистики отдельных отраслей и ценовыми условиями. «Ключевой фактор последних двух месяцев – это выравнивание рынков на Дальнем Востоке и Северо-Западе с точки зрения стоимости перевозки. Весь прошлый год ставки фрахта снижались, особенно по Северо-Западу. Сейчас они достигли практически равновесного состояния, установившись на уровне $4500-5000 за контейнер», – пояснял топ-менеджер.

Рост контейнерного рынка России в 2024 г. может составить 4-5%, говорил председатель совета директоров Fesco Андрей Северилов на той же выставке. По его словам, в первом полугодии 2024 г. можно ожидать сохранения инфраструктурных ограничений на Восточном полигоне, что будет замедлять потенциальный рост экспортных отправок. Поставки товаров через порты Северо-Запада в Китай и дружественные страны будут расти, полагает он. В марте резко выросли ставки на перевозки контейнеров из центра России до Красноярска и восточнее, писал «Коммерсантъ» со ссылкой на данные центра ценовых индексов Газпромбанка. В некоторых случаях ставки росли более чем в 30 раз. Операторы объяснили ситуацию сокращением количества контейнерных поездов на восток в связи с необходимостью перевезти экспортный уголь.

По подсчетам Fesco, общий объем контейнерного рынка в России в 2023 г. составил почти 6,5 млн TEU без учета порожней тары, что означает его восстановление до значений 2021 г. Таким образом, в 2024 г. этот рынок может составить примерно 6,8 млн TEU.

РЖД ожидает продолжения роста контейнерных перевозок в 2024 г., сказал «Ведомостям» представитель компании, не уточнив конкретные цифры. Этому будет способствовать развитие сети специализированных терминалов и площадок, технологии перевозок контейнеров в полувагонах, открытие нового погранперехода с КНР (Нижнеленинское – Тунцзян) и другие решения, добавил собеседник. В 2023 г. РЖД перевезла 7,44 млн TEU (включая порожняк), что на 14% больше, чем в 2022 г. Из них 5,44 млн TEU пришлось на груженые контейнеры (+17% год к году).

Перевозки контейнеров по сети РЖД в этом году могут составить около 8 млн TEU, писал в декабре 2023 г. портал Infranews со ссылкой на участников профильной рабочей группы.

Рост контейнерного рынка в России в 2024 г. составит не менее 10%, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Драйверами такой динамики будут продолжающийся рост импорта и сохраняющийся потенциал для контейнеризации экспортных отправок, полагает эксперт.

Прирост железнодорожных контейнерных перевозок в 2024 г. будет на уровне 9,5% до 8,1 млн TEU, считает президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин. Основными драйверами станут перевод грузов из вагонов в контейнеры как инструмент приоритизации для попадания на Восточный полигон, а также рост транзита, перечисляет он. При этом Иванкин отмечает рост цен на транспортировку контейнеров по ряду направлений. По его оценкам, в этом году стоимость сервисов вырастет в среднем на 9-12%, а по отдельным направлениям рост ставки на споте может превысить 35%.

РЖД

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner