22 января 2024

Качественный ремонт выгоден всем

Подводя итоги уходящего года, председатель Наблюдательного совета Союза вагоноремонтных предприятий (СВРП) Алексей Мерсиянов рассказал о приоритетных задачах, решением которых занимаются члены СВРП совместно с основными участниками железнодорожной отрасли.

– Алексей Анвярович, полгода назад вас избрали на должность председателя Наблюдательного совета СВРП. Расскажите, как возглавляемое вами отраслевое объединение влияет на развитие вагоноремонтного сообщества и железнодорожной отрасли в целом?

– СВРП – важная площадка для сплочения и выстраивания диалога между ключевыми участниками железнодорожной отрасли: вагоноремонтниками, производителями запасных частей и подвижного состава, владельцами подвижного состава, ОАО «РЖД», государственными регулирующими органами. Наш союз объединяет вагоноремонтные предприятия, совокупная доля рынка которых составляет около 80%. Они активно участвуют в обсуждении правовых, нормативных, методологических и иных актуальных вопросов, без решения которых невозможно обеспечивать потребности страны в устойчивых, прогнозируемых и максимально бесшовных перемещениях грузов.

Во многом именно исправный подвижной состав гарантирует безопасность движения на сети железных дорог, жизнь и здоровье людей, сохранность перевозок в масштабах страны. Тут можно привести пример со здоровьем: мы склонны его не замечать, пока всё в порядке. Но стоит только заболеть, как все планы идут кувырком и казавшееся само собой разумеющимся здоровое состояние становится желанным как никогда. Вагоноремонтники – специалисты, «оздоравливающие» подвижной грузовой состав. Качественный ремонт помогает сокращать время нахождения вагонов в пути следования, ускорять доставку товаров, повышать эффективность использования всего вагонного парка. От этого в конечном счёте выигрывают все участники процесса. В свою очередь, сход вагона с рельсов в результате технической неисправности с учётом протяжённости железных дорог приводит к эффекту домино, негативно влияя на пропускную способность и нанося огромный ущерб как РЖД, так и экономике страны.

– Каким вопросам железнодорожной отрасли и вагоноремонтного сообщества СВРП уделяет особое внимание?

– В число приоритетных задач СВРП входит актуализация нормативно-технической базы по ремонту грузового подвижного состава с целью перевода конкуренции в цивилизованное русло, установление единых требований и подходов к поддержанию грузового состава в технически исправном состоянии. Среди других важных вопросов – борьба с низкокачественными и контрафактными запчастями, практическое применение методик по улучшению качества технического обслуживания и ремонта, генерация идей по модернизации и цифровизации основных производственных процессов.

Этими темами СВРП занимается уже почти пять лет, в апреле 2024 года мы отметим юбилей. За прошедшее время многое сделано, но впереди нас ждёт большая работа. Другие участники железнодорожного рынка – Объединение производителей железнодорожной техники, Союз операторов железнодорожного транспорта, Союз «Объединение вагоностроителей» и им подобные организации – существуют гораздо дольше. Но пятилетний ребёнок уже не просто ходит и преодолевает некоторые преграды: он начинает общаться с окружающим миром развёрнутыми фразами, обобщая понятия и внятно формулируя мысли. Проводя эту аналогию, подчёркиваю, что основные участники вагоноремонтной отрасли благодаря СВРП за пять лет уверенно заявили о себе. Благодаря этому нас начинают слышать на пространстве 1520: текущие проблемы обсуждаются, наши инициативы в области повышения качества ремонта грузовых вагонов поддерживаются. А нам есть что сказать, поэтому мы открыты к сотрудничеству.

– Как влияют текущие геополитические тенденции и связанные с ними структурные перемены в экономике на деятельность вагоноремонтных предприятий и отрасли в целом?

– Ни на одну другую страну мира не было наложено такого количества санкций, как на Россию. Но даже в сложнейшей ситуации идеального шторма именно железнодорожная отрасль и работающие в ней люди показали стойкость, устойчивость к экстремальным переменам, сумели обеспечить нормальное функционирование экономики. Российские железные дороги в наименьшей степени пострадали от введённых недружественными странами санкций и ограничений по сравнению с другими направлениями транспортного комплекса, особенно это касается международных авиационных и морских перевозок.

По итогам 2023 года прогнозируется перевозка на сети РЖД 7 млн контейнеров, что даже больше, чем в прошлом, рекордном году с 6,5 млн контейнеров. На горизонте планирования до 2030 года – рост грузовой базы и пробегов вагонного парка на сети. Глядя на это, понимаешь всю своевременность и важность трансформации железнодорожной отрасли, начатой в начале 2000-х годов с реформирования МПС и де-факто продолжающейся по сей день в виде постепенных преобразований тех или иных аспектов железнодорожной деятельности. Проведённые изменения дали безусловный положительный эффект, который выразился в планомерном омоложении грузового и пассажирского парка, обновлении инфраструктуры, современном подходе к управлению всей сетью железных дорог и организации деловых процессов.
При этом в текущих экономических реалиях вагоноремонтные компании испытывают существенное давление в части повышения себестоимости работ. Мы наблюдаем сильный рост цен на комплектующие для вагонов и на все закупаемые материалы в производственной цепочке поставщиков. Это коснулось колодок, клиньев, пружин, балок и других изделий. Также много вопросов приходится решать в сфере импортозамещения, в том числе технологического оборудования, которое больше не поставляется.

Кризис подсветил ряд направлений, где требуются улучшения, чего по разным причинам не было сделано раньше. Мы видим, что в вагоноремонтной отрасли необходимо и дальше реформировать часть процессов, чтобы повышать надёжность работы вагонного парка в процессе его эксплуатации. Это касается юридического уточнения распределения ответственности за исправный грузовой вагон, применяемых подходов в системе ремонта, предусмотренных ремонтной документацией требований, а также надёжности узлов и деталей, устанавливаемых на вагон.

– Что ждёт СВРП в 2024 году?

– Одним из ключевых аспектов в деятельности СВРП в следующем году станет обсуждение вопросов повышения качества и ответственности за ремонт.

Сегодня весьма распространённой является ситуация, когда собственники или операторы вагонов, стремясь максимально сократить издержки, ставят на первое место стоимость ремонта, пусть даже в ущерб его качеству. Зачастую главным выбором вагоноремонтного предприятия является лишь минимальная цена и ради удешевления процесса применяются только бывшие в эксплуатации детали. Такой подход неизбежно ведёт к снижению надёжности грузового парка в использовании.

Конкуренцию вагоноремонтных предприятий нужно переводить в борьбу за качество, а не за дешевизну. Существующие на сегодняшний день требования и формулировки в ремонтной документации никак не мотивируют собственника обеспечивать безопасную эксплуатацию вагона и, как следствие, не могут заинтересовать в качественном ремонте. Поэтому нам кажется необходимым провести совместную работу по адаптации регламентных документов современным требованиям.
К примеру, опытный автолюбитель не отдаст свою любимую машину неизвестным «подвальным» мастерам – он предпочтёт провести техобслуживание у проверенного и зарекомендовавшего себя сервиса, с установкой качественных запчастей, особенно если предстоит поездка с семьёй. Ведь сомнительная экономия может быть перечёркнута внезапной поломкой, поисками эвакуатора и испорченными планами на отдых. Про безопасность и вовсе говорить не приходится. Аналогия вполне прозрачная. В долгосрочной перспективе более дорогой, но качественный ремонт выгоден всем участникам перевозочного процесса: оператор поддерживает эффективность использования подвижного состава, РЖД обеспечивают проезд по современной инфраструктуре без аварийных простоев и задержек, вагоноремонтники загружены заказами и могут проводить техническую модернизацию своих предприятий. Уверен, что консолидация усилий системных участников отрасли позволит выработать устраивающие всех решения, которые позволят справедливо распределить ответственность за состояние подвижного состава и в то же время гарантировать качество услуг в соответствии с требованиями регулятора.
Хочу пожелать коллегам в 2024 году безопасных и удобных перевозок, дальнейшего развития партнёрства и новых достижений на благо развития российских железных дорог и всей страны!

ГУДОК

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner