НОВОСТИ
21 января 2024

Финансовые манёвры

Лизинг железнодорожной техники в 2023 году стал драйвером в корпоративном сегменте. Число сделок увеличилось на 120% – из-за необходимости обновить парк вагонов. По прогнозам авторов исследования рынка лизинга «Эксперт РА», в следующем году темпы роста замедлятся вместе с ростом ставок.

Дефицит при профиците

На рынке подвижного состава две реальности – дефицит новых объектов лизинга при общем профиците количества грузовых вагонов на сети. Причина кроется в увеличении срока оборота вагона, считает начальник управления по работе с клиентами железнодорожной отрасли «Газпромбанк Лизинга» Андрей Бочаров.

По данным «ВТБ Лизинга», тенденция замедления оборота парка на сети закрепилась в прошлом году: тогда оборот вагонов замедлился на 1,65 суток, за 8 месяцев 2023 года – ещё на 0,32. Таким образом, сейчас оборот вагонов составляет 18,4 суток.

Кроме того, подчёркивает Андрей Бочаров, объёмы производства вагонов опережают темпы списания выбывающего парка по сроку службы. «В 2024 году ожидаем продолжения этой тенденции – роста оборота и превышения производства над списанием», – отмечает он.

Самые нужные

Как показывает практика, у лизингополучателей всегда пользуются спросом полувагоны, цистерны, крытые вагоны и фитинговые платформы. С января по ноябрь 2023 года «Газпромбанк Лизинг» заключил договоры финансовой аренды более чем на 8 тыс. единиц подвижного состава. «Распределение по видам выглядит следующим образом: 52% – цистерны, 37% – полувагоны, 11% – платформы, 9% – хопперы и крытые вагоны. Это относится к сделкам как с новыми вагонами, так и с б/у парком», – рассказывает Андрей Бочаров.

При этом основу структуры парка «ВТБ Лизинга» составляют полувагоны (53%), зерновозы (14%), цистерны нефтебензиновые (8%) и другие.

По словам заместителя генерального директора АО «Росагролизинг» Татьяны Антиповой, второй год подряд аграрии собирают рекордный урожай зерновых. В связи с этим растёт потребность в зерновозах. «Мы наблюдаем очередь за вагонами на год вперёд. Это всё сигналы для роста спроса на них, в том числе для приобретения в лизинг. Да, это будет не взрывной рост», – подчеркнула она.

Производство подорожало

Вместе с ростом ставок лизинга выросла стоимость самих вагонов – это отчасти сдержало объёмы обновления парка вагонов. «По некоторым видам подвижного состава этот год начался со стоимости вагонов в 3,8 млн руб. без НДС (например, полувагонов), а сейчас цены устанавливаются на уровне под 7 млн руб. Средняя стоимость полувагона – 6–6,5 млн руб. И так произошло по всем видам подвижного состава», – рассказывает управляющий директор по лизингу подвижного состава «ВТБ Лизинга» Оксана Ивановская.

На рост стоимости повлиял также дефицит комплектующих. Например, в 2022-м в связи с уходом западных производителей не хватало кассетных подшипников, в этом году была налажена их поставка из Китая и Узбекистана, отмечает заместитель коммерческого директора «Балтийского лизинга» Елизавета Тимченко. «Постепенно организуется производство комплектующих для железнодорожной техники на российских предприятиях, что оказывает поддержку выпуску грузового подвижного состава. За девять месяцев 2023 года рост составил 28%, по данным ОПЖТ», – подчеркнула она.

Можно ожидать, что по мере снижения дефицита комплектующих обновление подвижного состава станет более доступным.

Платят вовремя

По словам Татьяны Антиповой, в «Росагролизинге» последние несколько лет отмечают высокую собираемость платежей по своим договорам лизинга, которая почти достигла 100%. Как отмечает Андрей Бочаров, при рассмотрении лизинговых проектов компания внимательно анализирует сделку, проводит стресс-сценарии по возможным отклонениям в течение срока лизинга. При этом риск роста просроченной задолженности есть всегда, но он большей частью нивелируется взвешенным подходом компании к первоначальной оценке рисков на этапе рассмотрения сделки.

Сегодня сделки на лизинг грузовых вагонов заключаются с фиксированными и плавающими ставками. Татьяна Антипова отмечает, что плавающая ставка – это перекладывание рисков волатильности ключевой ставки на клиента. «Мы так не работаем. Мы предлагаем нашим клиентам фиксированную ставку, которая сохраняется на период действия договора, – он должен чувствовать стабильность, опираться на что-то устойчивое, чтобы планировать своё развитие. Сегодня большая часть наших договоров заключается на льготных условиях, удорожание по ним составляет около 3% в год», – отметила она.

Тем не менее в последние годы отмечается тенденция заключения договоров лизинга на подвижной состав по плавающей ставке в привязке к ключевой ставке, объём которой сейчас уже достиг 15%. «У нас большая часть портфеля (99%) – это фиксированные ставки, но во всех лизинговых договорах есть оговорка об изменении лизинговых платежей в случае изменений рыночных условий», – указывает Елизавета Тимченко.

А «ВТБ Лизинг», например, заключает 98% своих сделок с плавающей ставкой. «Фиксированных ставок у нас почти нет», – уточнила Оксана Ивановская.

Прогнозы

По мнению многих экспертов, размер ключевой ставки в размере 15% – пороговый для лизинга грузовых вагонов. Дальнейшее повышение может привести к остановке продаж, поскольку компании по возможности будут откладывать обновление подвижного состава, ожидая более благоприятных условий, отмечает Елизавета Тимченко. В этом году все, кому нужно было обновить парк, так и сделали. Объём нового бизнеса в сегменте железнодорожной техники за девять месяцев 2023 года составил 834 млн руб., следует из внутренней статистики «Балтийского лизинга».
«На начало 2024 года мы имеем базу с высокой стоимостью вагонов, денег и ставок доходности аренды подвижного состава», – указывает Оксана Ивановская. «А что будет по лизинговым платежам с этой стоимостью денег – с авансом, без аванса и так далее? Если мы с вами берём полувагон за 6 млн руб. с ключевой ставкой 15% (с включением надбавки), то лизинговый платёж на сроке 10 лет превышает 3 тыс. руб. в сутки», – отмечает она.

При таких ставках финансовой аренды, чтобы удержаться на рынке и не лишиться парка, оператор или владелец подвижного состава должен располагать весомой финансовой подушкой. Очередное заседание ЦБ по ключевой ставке состоится 15 декабря. Не исключено, что решение регулятора заставит участников рынка лизинга искать новые подходы.

https://www.gudok.ru/

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner