НОВОСТИ
10 января 2024

К использованию отечественных инновационных вагонов и локомотивов

Одним из итогов деятельности по стандартизации железнодорожного подвижного состава в 2023 году является разработка стандартов, обеспечивающих поэтапный переход к использованию отечественных инновационных грузовых вагонов и локомотивов с улучшенными технико-экономическими характеристиками, в том числе отвечающих передовым экологическим требованиям. Данные работы осуществлялись в рамках технического комитета по стандартизации ТК 045 «Железнодорожный транспорт» во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина Министерством транспорта Российской Федерации.

Перечень стандартов, определенных Минтрансом России совместно с производителями подвижного состава как необходимые для внедрения инноваций на железнодорожном транспорте и в первую очередь для повышения эффективности мероприятий по увеличению пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей на территориях Сибирского и Дальневосточного федеральных округов включает в себя разработку 17 документов по стандартизации. Из них – 10 утверждены Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в 2022 году. В 2023 г. разработаны и утверждены очередные шесть документов по стандартизации.

Остановимся на каждом из разработанных стандартов подробнее.
ГОСТ 35003-2023 «Вагоны рефрижераторные автономные. Общие технические условия» разработан Обществом с ограниченной ответственностью «Уральское конструкторское бюро вагоностроения» (ООО «УКБВ»), вводится в действие 20 июня 2025 г. с правом досрочного применения.

Стандарт распространяется на автономные рефрижераторные вагоны, предназначенные для перевозки грузов, в т.ч. скоропортящихся (штучных, тарно-штучных, пакетированных, перевозимых навалом, в ящиках, на паллетах), требующих применения мер защиты (охлаждения, отопления) от воздействия на них высоких или низких температур наружного воздуха, по железнодорожным путям общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм и оборудованные тележками по ГОСТ 9246 или ГОСТ 34763.1.

ГОСТ 35003-2023 устанавливает требования к конструкции автономных рефрижераторных грузовых вагонов, специфической особенностью которой является оборудование вагона компрессорными и холодильными установками, устройствами электроотопления, принудительной вентиляцией, системой циркуляции воздуха, устройством для удаления конденсата и промывочных стоков воды, приборами контроля, в т.ч. температуры воздуха и груза. В кузове вагона предусматриваются грузовое и машинное отделения.

Также стандарт регламентирует требования к системам энергообеспечения, охлаждения (нагрева), вспомогательному и специальному оборудованию, материалам, комплектующим и покрытиям, динамическим качествам, сцепляемости и воздействию на путь и тормозным показателям, надежности, эргономики, маркировке, комплектности. Требования к поручням, подножкам и лестницам отражены в обязательном приложении стандарта.

ГОСТ 35020-2023 «Тепловозы магистральные, работающие на сжиженном природном газе. Общие технические требования» разработан Акционерным обществом «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ»), вводится в действие 1 июня 2025 г. с правом досрочного применения.

Стандарт распространяется на магистральные тепловозы с электрической передачей, полностью или частично использующие сжиженный природный газ (газотепловозы и тепловозы с газодизельной силовой установкой), предназначенные для грузовых перевозок по железным дорогам колеи 1520 мм, и устанавливает общие технические требования и требования безопасности.

ГОСТ 35020-2023 содержит основные показатели и характеристики тепловоза, а также требования к тендерной и бустерной секции, к двигателю, к системе газоподготовки, к устройствам управления, контроля и безопасности, надежности, к покрытиям и комплектности.

Также стандарт регламентирует правила маркировки, требования безопасности и охраны окружающей среды, требования к транспортированию и хранению тепловозов, указания по эксплуатации, ремонту и утилизации, гарантии изготовителя.

ГОСТ 35024-2023 «Вагоны грузовые сочлененного типа. Общие технические условия» разработан Обществом с ограниченной ответственностью «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий» (ООО «ВНИЦТТ»), вводится в действие 20 апреля 2025 г. с правом досрочного применения.

Стандарт распространяется на грузовые вагоны сочлененного типа, предназначенные для обращения на железнодорожных путях общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм и оборудованные тележками по ГОСТ 9246:

  • вагоны-цистерны для перевозки затвердевающих, жидких, насыпных грузов и сжиженных газов, за исключением криогенных сжиженных газов;
  • вагоны-хопперы крытые (вагоны-хопперы закрытого типа) для перевозки неядовитых (нетоксичных) грузов насыпью, требующих защиты от атмосферных осадков;
  • вагоны-хопперы открытые (вагоны-хопперы открытого типа) для перевозки неядовитых (нетоксичных) грузов насыпью, холодных и горячих окатышей и агломератов, не требующих защиты от атмосферных осадков;
  • вагоны-платформы универсальные и специализированные для перевозки контейнеров, съемных кузовов, колесной и гусеничной техники, контрейлеров, механических транспортных средств и прицепов к ним, лесных, длинномерных, штучных, насыпных грузов и других грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков;
  • полувагоны универсальные и специализированные для перевозки насыпных, перевозимых навалом, штабельных, штучных грузов, колесной техники и других грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков;
  • вагоны крытые универсальные для перевозки штучных, тарно-штучных, пакетированных, перевозимых навалом и других грузов, требующих защиты от атмосферных осадков.

В соответствии с заданием (заявкой, контрактом) на разработку продукции или на ее изготовление настоящий стандарт также может быть применен для других грузовых вагонов сочлененного типа.

ГОСТ 35024-2023 содержит общие требования, а также требования к конструкции, материалам и комплектующим изделиям, к прочности, динамическим качествам, воздействию на путь и тормозной эффективности, надежности, к маркировке и к комплектности.

Также стандарт регламентирует требования охраны труда и окружающей среды, правила приемки, методы контроля, требования к транспортированию и хранению вагонов, указания по эксплуатации и гарантии изготовителя. Требования к поручням, подножкам, лестницам, помостам с ограждениями отражены в обязательном приложении стандарта.

Изменение № 1 ГОСТ 33754-2016 «Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов автономного тягового и моторвагонного подвижного состава. Нормы и методы определения» разработано Акционерное общество «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ»), вводится в действие 25 июля 2025 г. с правом досрочного применения.

Обновление ГОСТ 33754-2016 направлено на усовершенствование нормативно-методической базы в части экологической безопасности железнодорожного подвижного состава.

При разработке Изменения № 1 учтен опыт работы предприятий по ГОСТ 33754-2016. Дополнительно откорректированы сроки введения экологических норм для подвижного состава, стандарт дополнен значениями предельно допустимых норм выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов для локомотивов, работающих на сжиженном природном газе.

Также актуализированы методы оценки, учета и прогнозирования выбросов вредных веществ для локомотивов с турбинными силовыми установками.

ГОСТ Р 70937-2023 «Интеллектуальные системы автоматического мониторинга и диагностики грузовых вагонов. Общие технические требования» разработан Акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), вводится в действие 15 марта 2024 г.

Стандарт устанавливает общие технические требования к интеллектуальным системам автоматического мониторинга технического состояния и диагностирования грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм, обеспечивающим контроль параметров состояния грузового вагона и/или его составных частей и/или перевозимого груза в условиях эксплуатации бортовыми средствами мониторинга и передачу телеметрической информации потребителю.

ГОСТ Р 71141-2023 «Вагоны грузовые. Установление назначенных межремонтных нормативов. Общие положения» разработан Обществом с ограниченной ответственностью «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий» (ООО «ВНИЦТТ»), вводится в действие 15 марта 2024 г.

Стандарт распространяется на вновь разрабатываемые грузовые вагоны, предназначенные для эксплуатации по железнодорожным путям общего пользования колеи 1520 мм, и определяет общие положения по установлению назначенных нормативов периодичности плановых видов ремонта.

Назначенный межремонтный норматив: Календарная продолжительность эксплуатации вагона или фактически выполненный пробег и календарная продолжительность эксплуатации вагона от постройки до первого планового ремонта (деповского, капитального) или между плановыми ремонтами (деповскими, капитальными), при достижении которой перевозка грузов в вагоне должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

В 2024 году разработка стандартов из перечня Минтранса России будет завершена. В настоящее время проводится межгосударственное согласование проекта ГОСТ «Вагоны-хопперы крытые. Общие технические условия».

https://opzt.ru/

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner