НОВОСТИ
23 октября 2023

Первым быть трудно – но почетно

На Череповецком металлургическом комбинате завершилась подконтрольная эксплуатация инновационного маневрового локомотива ТЭМ23-0001 разработки Трансмашхолдинга. Тепловоз подтвердил все заложенные в его конструкцию технические характеристики и показал эффективность при  его эксплуатации.

ИННОВАЦИИ В «ДНК БРЕНДЕ»

ТЭМ23 без преувеличения можно назвать тепловозом нового поколения. В его конструкции, разработанной на собственной платформе маневровых локомотивов Трансмашхолдинга, реализованы многие современные технические и технологические решения.

Тепловоз ТЭМ23 предназначен для маневровой и маневрово-вывозной работы на путях промышленных предприятий, а также на железных дорогах общего и необщего пользования. Среди ключевых особенностей новой модели — улучшенные тяговые свойства, которые достигаются благодаря асинхронному тяговому приводу и силовой установке, скомпонованной из двух дизельных двигателей (конструктивно заложена вариативность выбора двигателей). Локомотив способен проходить кривые с минимальным радиусом 40 метров.

Модульная конструкция позволяет значительно упростить техническое облуживание.

- Локомотив представляет собой своеобразный конструктор, поскольку для проведения обслуживания и ремонта нет необходимости останавливать работу тепловоза на долгий срок, а можно достаточно оперативно заменить отдельные блоки, — рассказывает директор по продажам услуг тяги «ЛокоТех-Промсервиса» Сергей Иванов. — Это позволяет значительно сократить время простоя тепловоза и в разы повысить эффективность его использования. При выходе из строя одного агрегата производится его замена — и локомотив быстро возвращается в работу.

Еще одной особенностью локомотива стал его необычный внешний вид. ТЭМ23 — первый тепловоз, дизайн которого выполнен в соответствии с принятой в Трансмашхолдинге концепцией «ДНК бренда», разработанной национальным центром промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ». Впервые ТЭМ23 был представлен профессиональному сообществу в 2021 году. А в конце 2022 года Брянский машиностроительный завод (БМЗ) получил сертификат на его серийный выпуск. К настоящему моменту на БМЗ изготовлено два локомотива. В конце мая тепловоз под номером 0001 отправился на Череповецкий металлургический комбинат (ЧерМК), входящий в группу «Северсталь», для прохождения подконтрольно-демонстрационной эксплуатации. Второй локомотив находится в распоряжении ОАО «РЖД» и тоже испытывается в условиях реальной эксплуатации.

ИСПЫТАНИЕ МЕТАЛЛУРГАМИ

ЧерМК был выбран не случайно. Комбинат — давний партнер Трансмашхолдинга и широко применяет технику производства Брянского машиностроительного завода. Металлурги эксплуатируют 17 маневровых локомотивов серии ТЭМ18ДМ, 10 из них были приобретены в 2022 году. Инициатива первыми испытать в деле инновационный маневровый тепловоз исходила от руководства «Северстали».

- У нас с Череповецким комбинатом давняя история партнерства, это наш один из самых крупных заказчиков, — рассказывает Сергей Иванов. — Когда мы в 2021 году впервые пред - ставили ТЭМ23, к нам сразу обратились представители «Северстали» и предложили быть в числе первых, кто будет эксплуатировать новую машину. Для нас возможность испытать тепловоз в условиях ЧерМК оказалась одним из лучших вариантов. Дело в том, что металлурги эксплуатируют маневровые локомотивы в самых разных условиях. Сейчас они в основном используют шестиосные ТЭМ18ДМ, которые полностью соответствуют их требованиям и задачам. Но в то же время на комбинате есть участки с кривыми малого радиуса, где не пройти шестиосному локомотиву, поэтому ЧерМК ищет возможности по расширению своего парка четырехосных локомотивов, таких как ТЭМ23.

Совместно с представителями «Северстали» специалисты Трансмашхолдинга разработали и утвердили программу подконтрольной эксплуатации ТЭМ23. Она предусматривала проверку функционирования основных узлов и агрегатов локомотива в разных режимах, также предстояло оценить удобство управления и процесс обслуживания, условия труда машинистов. Кроме того, участникам проекта требовалось собрать и проанализировать статистические данные по эффективности и экономичности работы тепловоза в различных условиях, расходу топлива, тяговым характеристикам, регламентным межсервисным интервалам и многим другим параметрам.

ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЕЖКЕ

Эта пословица как нельзя лучше характеризует первые впечатления от тепловоза ТЭМ23 на промплощадке ЧерМК. Его нестандартный, футуристический внешний вид никого не оставил равнодушным.

- Первые впечатления можно охарактеризовать как фееричные, — вспоминает машинист-инструктор локомотивных бригад железнодорожного цеха ЧерМК Алексей Михайлов. — Локомотива с таким инновационным внешним видом мы еще не видели — он по-хорошему поверг в шок не только железнодорожников, но и весь большой комбинат, который многое повидал. Никто не остался равнодушным — на него оборачивались все, кто проходил или проезжал мимо, машины останавливались, люди выходили, чтобы посмотреть, сфотографироваться на его фоне. В общем, тепловоз произвел настоящий фурор.

На первом этапе ТЭМ23 эксплуатировали только в дневное время — обкатывали, привыкали, знакомились с его особенностями. Однако постепенно расширялся и перечень задач, и производственные участки его использования. В итоге тепловоз выполнял маневровые работы внутри комбината, вывозные работы, доставляя составы с готовой продукцией, эксплуатировался в разных условиях на шести внутренних железнодорожных станциях ЧерМК. Со всеми задачами тепловоз справился. И даже смог удивить опытных железнодорожников.

Из глобальных преимуществ ТЭМ23, помимо отличных тяговых свойств, железнодорожники отмечают его экономичность, меньший расход топлива и смазочных материалов, в том числе благодаря силовой установке из двух двигателей. И, конечно, крайне важна модульная конструкция, которая позволяет устранять поломки и неисправности, не выводя локомотив из эксплуатации.

СПРАВИЛСЯ НА ОТЛИЧНО

За время подконтрольной эксплуатации ТЭМ23 управляли несколько машинистов железнодорожного цеха ЧерМК. У всех от нового тепловоза остались положительные впечатления. В частности, хвалили работу асинхронных тяговых электродвигателей, которые отлично распределяют нагрузку, мягкую пневматическую подвеску, а также особенности тормозной системы.

- Все машинисты отметили как преимущество то, что не нужно регулировать тормоза, — комментирует Алексей Михайлов. — Им это, что называется, «зашло». На других локомотивах необходимо каждый день крутить большие гайки, а на ТЭМ23 этого делать не надо. Правда, нет возможности в ходе эксплуатации поменять тормозную колодку — это нужно делать только из канавы. Соответственно, необходимо планировать работу так, чтобы была возможность заехать в депо для замены колодок.

Среди немаловажных достоинств также называют комфортные условия для работы машиниста: удобное расположение приборов управления и дисплея, отличная звукоизоляция на всех режимах, обогрев стекол, нешумная система кондиционирования воздуха.

ДОСТОЙНАЯ ЗАМЕНА

На время подконтрольной эксплуатации со стороны Трансмашхолдинга была сформирована рабочая группа, в которую вошли специалисты компаний «ТМХ Инжиниринг» и «ТМХ ПРО», а также БМЗ. Представители рабочей группы постоянно находились на комбинате, обучали машинистов и слесарей, а также оперативно решали возникающие вопросы. Все участники группы были подключены к специальному чату. Это позволило не только обеспечить устойчивую обратную связь, но и незамедлительно реагировать на любые вопросы в режиме 24/7.

- Наличие группы и постоянный контакт позволили нам оперативно решать любые возникающие проблемы, связанные с конструктивными особенностями и эксплуатацией ТЭМ23, — поясняет Сергей Иванов. — Любой вопрос машинисты и другой персонал могли тут же адресовать нашему сотруднику на месте. При необходимости к решению вопроса подключался широкий круг компетентных специалистов. В то же время представители рабочей группы непосредственно могли получить отзывы, пожелания по улучшениям. Все аргументированные предложения незамедлительно перенаправлялись на БМЗ и в «ТМХ Инжиниринг». Главное пожелание, которое высказывали машинисты, — это улучшение обзора. Эта информация стала предметом изучения инженеров Трансмашхолдинга, и уже в третьем экземпляре тепловоза это будет реализовано.

Что касается официальных результатов подконтрольной эксплуатации, то полный отчет будет готов после изучения и анализа всех статистических данных. Пока же предварительно специалисты говорят, что из ТЭМ23 получился достойный локомотив, способный выполнять все поставленные перед ним задачи.

- Конечно, корректнее было бы сопоставлять ТЭМ23 с четырехосными тепловозами, — говорит Сергей Иванов. — Но даже по сравнению с шестиосным локомотивом он имеет ряд преимуществ. Смело можно сказать, что с точки зрения расхода топлива ТЭМ23 гораздо эффективнее при аналогичных тяговых характеристиках. Плюс у ТЭМ23 больше межсервисные интервалы, а значит, будущие заказчики смогут сэкономить на его обслуживании и сократить расходы на его эксплуатацию на жизненном цикле. Не исключено, что совсем скоро ТЭМ23 получат постоянную прописку в депо Череповецкого меткомбината. А тепловоз под номером 0001 ждут новые испытания.

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВ, машинист-инструктор локомотивных бригад железнодорожного цеха ЧерМК:

- Естественно, мы сравнивали ТЭМ23 с ТЭМ18ДМ, который является для нас основным маневровым тепловозом и отлично себя зарекомендовал. Скажу честно, изначально мы не верили, что четыре оси будут везти столько же, сколько шесть. Оно и понятно: сцепной вес, сцепная тяга совсем другая, по - тому что нет дополнительных колесных пар. Но на практике оказалось, что ТЭМ23 если и не превосходит по тяговитости ТЭМ18ДМ, то тащит точно на таком же уровне. Даже были та - кие случаи, когда мы на подъеме специально останавливали состав, чтобы проверить, сможет ли ТЭМ23 с места в гору большой вес взять. И он действительно брал! То есть исполнение асинхронного тягового привода на этой машине просто отличное. Локомотив тащит вес, как муравей, — в разы больше, чем его конкуренты.

https://tmholding.ru/

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner