НОВОСТИ
22 октября 2023

Ключевой фактор в обеспечении качества продукции

В журнале «Стандарты и качество» №10 (1036) 2023 г. опубликована статья президента Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» Валентина Гапановича о роли системы управления в обеспечении качества продукции железнодорожного машиностроения.

Согласно теории Э. Деминга система менеджмента качества (СМК) — это ключевой фактор в обеспечении качества продукции. 14 универсальных принципов и концепция всеобщего управления качеством (TQM) определяют преобладающее значение системы в достижении ожиданий потребителей. Они успешно применяются в современных организациях для повышения качества продукции и услуг. При этом каждый динамично развивающийся сектор промышленности создает свой отраслевой стандарт на базе ISO 9001, содержащий требования к СМК и охватывающий все стадии жизненного цикла продукции с учетом технических особенностей отрасли.

По инициативе Европейской ассоциации железнодорожной промышленности (UNIFE) для предприятий железнодорожного машиностроения в 2006 г. был разработан стандарт IRIS (Международный стандарт предприятий железнодорожной̆ промышленности). В его основу положены предложения производителей — поставщиков международного рынка железнодорожной техники, в том числе мировых лидеров отрасли: Alstom Transport, AnsaldoBreda, Siemens Transportation System, Bombardier Transportation. IRIS разработан на основе ISO 9001:2005 для создания взаимовыгодных условий для всех заинтересованных сторон: операторов железнодорожного подвижного состава, изготовителей и поставщиков комплектующих, а также владельца инфраструктуры.

Внедрение стандарта IRIS было инициировано системными интеграторами в целях выстраивания СМК предприятий-поставщиков по единым требованиям, снижения издержек на протяжении всего жизненного цикла продукции и повышения ее качества. Стандарт IRIS включал требования ISO 9001:2005, а также специфические требования: управление процессами и проектами; развитие поставщиков; управление затратами, стоимостью жизненного цикла; управление рисками, безотказностью, готовностью, ремонтопригодностью, безопасностью; контроль первого изделия; анализ видов и последствий отказов.

Ассоциация «Объединение производителей железнодорожной̆ техники» (далее — ОПЖТ) в 2007 г. приняла решение о внедрении стандарта IRIS на российских предприятиях — поставщиках продукции железнодорожного назначения. В целях реализации этого проекта подписаны Меморандум о сотрудничестве и Лицензионное соглашение между ОПЖТ и UNIFE. В 2010 г. было сертифицировано первое российское предприятие — АО «Ижевский радиозавод», производитель локомотивных систем безопасности и связи. Также к внедрению требований стандарта приступили крупнейшие машиностроительные предприятия: Новочеркасский электровозостроительный завод, «Уральские локомотивы», «Алтайвагон» и др.

Реализация программы внедрения стандарта IRIS на российских предприятиях осуществлялась в соответствии с основными направлениями политики ОАО «РЖД» в области стратегического управления качеством потребляемой̆ продукции, утвержденной̆ в 2009 г. Поставленные задачи по сертификации ключевых поставщиков подвижного состава и компонентов успешно достигнуты. В период с 2010 по 2022 гг. сертифицировано 130 предприятий в Российской Федерации, из которых более половины — главные системные интеграторы по производству подвижного состава и комплектующих. Следует отметить, что все основные поставщики локомотивов для нужд ОАО «РЖД» и предприятия — поставщики подвижного состава, эксплуатируемого на путях общего пользования, были сертифицированы.

В 2015 г. UNIFE и Международная организация по стандартизации (ISO) приняли решение об интеграции стандарта IRIS в систему ISO, как результат — в железнодорожном секторе появится свой отраслевой̆ стандарт качества, как в автомобильной, авиационной и других отраслях промышленности.

ISO/TS 22163 разработан на базе стандарта IRIS ver. 02.1 и ISO 9001:2015 c добавлением специфических требований к предприятиям железнодорожной промышленности. Основные изменения требований стандарта: структурированный по требованиям ISO; фокус на обязательных (рекомендуемых) процессах и ключевых показателях эффективности; процессный подход к управлению; риск-ориентированный подход.

Специалисты ОПЖТ активно участвовали в деятельности рабочей группы ISO/TC 269 WG 5 «Система менеджмента качества в железнодорожной отрасли». По предложениям ОПЖТ в стандарт было внесено требование по анализу качества продукции, находящейся в эксплуатации и получения подтверждения аудиторами этих данных от заказчиков.

25 июля 2023 г. на сайте ISO официально опубликован международный стандарт для СМК предприятий железнодорожного машиностроения ISO 22163 «Железнодорожные приложения — Система менеджмента качества на железных дорогах — ISO 9001:2015 и специальные требования для применения в железнодорожном секторе».

Создание отраслевой системы управления качеством предприятий в рамках ЕАЭС

Центр менеджмента IRIS в 2022 г. в одностороннем порядке приостановил техническое сотрудничество с российскими предприятиями, органами по сертификации и ОПЖТ, прекращен доступ на интернет-портал IRIS.

В связи с этим было принято решение об организации работ по актуализации системы добровольной сертификации ОПЖТ (далее — СДС ОПЖТ).

ОПЖТ на базе требований международного стандарта и Правил сертификации реализован отраслевой подход к оценке СМК предприятий железнодорожного машиностроения как один из элементов технологической независимости.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) зарегистрировало изменения СДС ОПЖТ (Свидетельство No РОСС RU. И486.04ЖО00) от 7 апреля 2022 г.

Цель СДС ОПЖТ заключается в том, чтобы повысить удовлетворенность клиентов, и, в первую очередь, основного потребителя — ОАО «РЖД», качеством поставляемой продукции и предоставляемых услуг в сфере железнодорожного транспорта. В ходе аудитов СМК предприятий по требованиям международного стандарта проверяется не только и не столько формальное, документарное соответствие требованиям, выражающееся в описании процессов, внутренних регламентов и инструкций. В основе результатов аудитов — фактическая удовлетворенность потребителей, поскольку в итоге именно она определяет реальные результаты работы производителей продукции железнодорожного назначения, достижение ими поставленных целей.

Качество подвижного состава формируется за счет взаимодействия множества производителей составных частей и компонентов, которые собираются системным интегратором в единую функциональную систему. Эти составные части и компоненты поставляются различными поставщиками, их качество непосредственно влияет на общую производительность, надежность и безопасность конечного изделия. Для обеспечения требуемых параметров системный интегратор должен управлять и развивать цепь поставщиков. Эффективное управление цепочкой поставок с использованием стандартов качества, оценкой СМК поставщиков и постоянное стремление к улучшениям помогают создавать надежные и высококачественные продукты, удовлетворяющие требованиям заказчика.

Например, при производстве грузового электровоза 3ЭС5К на Новочеркасском электровозостроительном заводе в цепочке связанных поставщиков 214 организаций, которые осуществляют поставку более 290 тыс. ед. комплектующих материалов и оборудования. Таким образом, системное управление цепью поставок играет ключевую роль в достижении целей по созданию надежного и высококачественного подвижного состава, что способствует удовлетворению потребностей заказчиков.

ОАО «РЖД» реализован первый этап — сертификация прямых поставщиков по требованиям отраслевого стандарта ISO/TS 22163 в СДС ОПЖТ, внедрение и поддержание СМК на предприятиях в соответствии с требованиями стандарта ISO/TS 22163 стало одним из факторов повышения надежности и качества продукции, снижения отказов технических средств при эксплуатации на сети железных дорог ОАО «РЖД».

В продолжение работы по приведению требований международного стандарта к требованиям Евразийского экономического союза (ЕАЭС) рабочей группой ОПЖТ разработан ГОСТ «Железнодорожное машиностроение. Система менеджмента качества. Требования на основе ISO 22163». Стандарт конкретизирует требования к построению СМК организаций железнодорожного машиностроения, осуществляющих проектирование и разработку, изготовление, техническое обслуживание и ремонт продукции для нужд железнодорожного и рельсового транспорта, его составных частей и элементов инфраструктуры по всей цепи поставок.

Первая редакция ГОСТ прошла публичное обсуждение на информационном портале ФГИС Росстандарта и в АИС МГС, собрав положительные отзывы и предложения по уточнению требований. Итоговая редакция стандарта направлена членам ЕАЭС для голосования.

Основные отличия ГОСТ от стандарта ISO 22163: применение актуальных терминов и определений; актуализации ссылок на нормативные документы, используемых на территории ЕАЭС; уточнение перечня набора обязательных процессов и процедур; уточнение процесса контроля первого изделия и проведение его в соответствии с ГОСТ 15.902 «Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок раз- работки и постановки на производство».

ОАО «РЖД» производит анализ эффективности закупок и наряду с критериями цены, сроками поставок, показателями энергоэффективности и ремонтопригодности оценивает важнейшее потребительское свойство — качество продукции. Сегодня холдинг РЖД применяет типовые формы конкурсных процедур с учетом дополнительных критериев по оценке систем управления поставщиков, сертифицированных на требования отраслевых стандартов качества в СДС ОПЖТ.

Одна из проблем снижения надежности железнодорожного подвижного состава в процессе эксплуатации за пределами гарантийного срока, установленного заводами-изготовителями, — слабая организация текущих видов ремонта, в том числе и за счет ремонтопригодности изделия.

Как известно, цель обеспечения ремонтопригодности — снизить затраты времени, труда и средств на техническое обслуживание и ремонт. Оно должно реализовываться на всех стадиях разработки и модернизации. Программа обеспечения ремонтопригодности — составная часть программы обеспечения надежности и качества подвижного состава, ее следует увязать с соответствующими нормативно- техническими документами. Отметим, что при разработке нового подвижного состава, его модернизации в процессах производства заводских ремонтов в настоящее время такие программы не осуществляются. Это касается сборочных единиц и составных частей.

Таким образом, целесообразно в приоритетном порядке разработать национальный стандарт «Система технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Обеспечение ремонтопригодности при разработке и модернизации».

При разработке документа необходимо учесть, что соответствующим межгосударственным стандартом ГОСТ 21623—76 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Показатели для оценки ремонтопригодности. Термины и определения» для отраслей промышленности было установлено 65 показателей для оценки ремонтопригодности. В новом стандарте количество показателей должно соответствовать уровню технического развития, а также учитывать специфику функционирования подвижного состава в системе железнодорожного транспорта.

ОПЖТ формирует специальные требования для ремонтного комплекса на основе требований ISO 9001 и отдельных положений ISO 22163, включая чек-лист с системой балльной оценки результатов аудита.

Цель стандартов — получение объективных свидетельств выполнения требований нормативной и технической документации процессов ремонта железнодорожного подвижного состава и СМК, повышение показателей, характеризующих качество ремонта подвижного состава по результатам внутреннего аудита.

Положения стандартов распространяются на производственные системы организаций по сервисному обслуживаю подвижного состава, охватывают все уровни данных систем с учетом действующих в них организационных структур, а также распределения ответственности и полномочий в рамках осуществляемой деятельности в соответствии с локальными нормативными актами организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система управления играет основополагающую роль в обеспечении качества продукции железнодорожного машиностроения, включая нормативное обеспечение процессов производства, сертификацию предприятий, входящих в цепь поставок по отраслевому стандарту ISO 22163 в СДС ОПЖТ, расширение использования цифровых платформ.

Создание национальной̆ системы добровольной сертификации СМК предприятий железнодорожной промышленности — один из основных элементов технологической независимости.

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner