НОВОСТИ
29 сентября 2023

На несколько лет вперед

Лизингополучатели всех сегментов продолжают использовать лизинговое финансирование в числе основных инструментов для развития своего бизнеса. Сам рынок лизинга при этом по итогам первого полугодия 2023 года побил исторические рекорды. Об этом на конференции «Операторский бизнес: четверть века на сети РЖД», организованной ИА «РЖД-Партнер», рассказал директор управления по работе с клиентами железнодорожной отрасли «Газпромбанк Лизинг» Андрей Бочаров.

По итогам I полугодия 2023 года рынок лизинга показал существенный рост по объему нового бизнеса – цифра достигла 1,5 трлн руб. (по данным Рейтингового агентства «Эксперт РА»). Это рекордный показатель за полугодие, однако не последнюю роль здесь сыграл рост стоимости самих предметов лизинга.

Распределение по типу клиентов осталось неизменным: наибольший объем нового бизнеса у компаний малого бизнеса (+111% к прошлому году, рыночная доля – 60%), затем крупного (+79% к прошлому году, рыночная доля – 24%), и среднего (+71% к прошлому году, рыночная доля – 15%), а также у госучреждений. И хотя все сегменты показали рост, доля крупного бизнеса на рынке снижается.
«Объем рынка лизинга ж/д техники показал практически двукратный рост по сравнению с прошлым годом. Свою роль сыграло увеличение стоимости подвижного состава, повышенный спрос и то, что крупные игроки контрактовались на заводах на несколько лет вперед. Самый большой прирост в абсолютном выражении показал сегмент лизинга грузовых автомобилей (138%, рост до 466 млрд руб.) и спецтехники (116%, до 263 млрд руб.). Падение лизинга произошло в сфере авиационного транспорта и нефтегазового оборудования по причине зависимости от поставок импортных комплектующих», – говорит директор управления по работе с клиентами железнодорожной отрасли «Газпромбанк Лизинг» Андрей Бочаров.

Уже по итогам полугодия некоторые из компаний-лизингодателей показали цифры заключенных договоров, сопоставимые с показателями за весь прошлый год. Среди них – преимущественно госкомпании или лизинговые компании крупных банков, поскольку именно у них есть доступ к долгосрочному финансированию для реализации сделок с железнодорожным транспортом.

«При ключевой ставке в 11% и выше в совокупности с увеличившейся стоимостью вагона приобретать железнодорожную технику в лизинг становится не эффективно, она себя фактически не окупает за срок лизинга. Становится выгоднее аренда. Произошедшее повышение ставки было направлено на ограничение кредитования для снижения инфляции, но возникает замкнутый круг: если высокая ключевая ставка продержится долго, то затраты, которые перекладываются на лизингополучателя, будут включаться в транспортную составляющую, что приведет к еще большему повышению цен. В свою очередь контракт аренды пересматривается чаще всего раз в год, что позволяет сглаживать краткосрочные повышения ставки», – объясняет Андрей Бочаров.

По его словам, регулятор способен держать ключевую ставку на уровне текущих 13% годовых до конца года, однако долго на таком уровне она не сможет находиться из-за возникающих побочных эффектов. Поэтому замедление рынка лизинга подвижного состава сейчас закономерно, его активизация прогнозируется на период, когда ставка вернется к более низким значениям.

РЖД-Партнер

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner