НОВОСТИ
08 сентября 2023

Контейнеры перегрелись в пути

Контейнерные перевозки в августе продолжили расти и по итогам восьми месяцев превышают прошлогодние показатели почти на 13%. Драйверами роста стали перевозки автомобилей и комплектующих, а также минудобрений. Рынок ожидает превышения по итогам года отметки в 7 млн TEU. При этом аналитики предупреждают, что имеет место перегрев рынка, который под влиянием ослабления рубля и инфраструктурных ограничений выльется в снижение перевозок уже в 2024 году.

Перевозки контейнеров по железной дороге продолжают расти. За январь-август во всех видах сообщения было перевезено 4,8 млн TEU груженых и порожних контейнеров, что на 12,7% больше, чем годом ранее, количество груженых контейнеров выросло на 17,8%, до 3,54 млн TEU. Максимальный рост показали перевозки автомобилей и комплектующих, а также минудобрений (рост по обоим показателям - в 2,1 раза, до 296 тыс. и 169 тыс. TEU соответственно). В 1,5 раза выросли перевозки продуктов перемола, в 1,4 раза - овощей и фруктов.

Контейнеропоток с Дальнего Востока, переживший кризис осенью-зимой, также растет. В августе среднесуточный вывоз из портов региона составил 3176 TEU, на 17,4% больше, чем годом ранее. ОАО РЖД увеличивает перевозки из ДФО контейнеров в полувагонах, на которые сейчас действует скидка в 20,7%, введенная год назад (см. "Ъ" от 28 сентября 2022 года). На полувагоны приходилось около четверти перевозок контейнеров с Дальнего Востока.

В ГК "Дело" ожидают, что по итогам года объем перевозок контейнеров по железной дороге превысит 7 млн TEU. В ОАО РЖД в июле также говорили о том, что набранные темпы позволяют достичь этого показателя (это предполагает рост на 7,3% к прошлому году). "Среди вызовов, сдерживающих рост перевозок, можно назвать принципы регулирования доступа к дефицитной железнодорожной инфраструктуре, а также дисбаланс импорта и экспорта на Дальнем Востоке, который создает напряженность на всей сети",- отмечают в ГК "Дело".

Наращивание объемов импортного и экспортного грузопотоков упирается в пропускную способность Восточного полигона, говорят в ГК "Дело", добавляя, что для вывоза грузов с Дальнего Востока необходимо предоставлять доступ к железнодорожной инфраструктуре рационально и по понятному механизму. "По нашей оценке, без справедливых правил согласования перевозок, а также интенсивного развития инфраструктуры Восточного полигона планы по расширению и строительству новых терминалов не принесут нужного эффекта для экономики",- говорят там. В FESCO отмечают, что сейчас активно идет обсуждение методики распределения приоритетов для пропуска контейнерных поездов в восточном направлении (подробнее см. "Ъ" от 16 августа). "FESCO поддерживает эту инициативу, однако план перевозок контейнерных поездов в направлении Восточного полигона должен балансировать с количеством таких же составов, которые отправляются из дальневосточных портов на запад России",- замечают там.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров говорит, что сейчас основным препятствием, сдерживающим рост контейнерных перевозок, являются узкие места инфраструктуры - погранпереходы в Китай, подходы к портам Дальнего Востока и Юга. При этом он отмечает, что по параллельному импорту и в целом по потребительскому сегменту рынок перетарен и будет охлаждаться: имели место переоценка спроса со стороны поставщиков и ритейлеров и благоприятный курс, а сейчас изменение курса, а также ужесточение требований ЦБ к потребительским кредитам приведут к тому, что к концу года рост рынка будет замедляться. С учетом того, что с точки зрения железнодорожных перевозок ситуация с брошенными поездами и простоями в портах не улучшается, в 2024 году, скорее всего, с учетом высокой базы 2023 года можно ожидать снижения объема импортных контейнерных перевозок, полагает эксперт.

НПК

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner