НОВОСТИ
15 мая 2023

Новые грузовые вагоны в парке России

В журнале «Вагоны и вагонное хозяйство» вышла статья «Новые грузовые вагоны в парке России», автором которой является начальник отдела Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства – филиала ОАО «РЖД» Агафонов М.С.

Парк грузовых вагонов РФ – один из крупнейших в мире. По состоянию на конец 2022 г. парк грузовых вагонов России составлял 1 278 тыс. ед. (+2,7 % к 2021 г. – 1 244 тыс. ед.).

Доля вагонов с повышенной осевой нагрузкой (25 тс) в парке грузовых вагонов РФ на этот период составляла 16,2 % (более 206,9 тыс. ед.).

В сравнении с вагонными парками за рубежами страны, в России самый молодой парк грузовых вагонов. Средний возраст вагонов грузового парка России на начало текущего года составлял 12,9 года.

По данным автоматизированного учета ОАО «РЖД», за 2022 г. грузовой парк РФ был пополнен новыми вагонами в количестве более 47,3 тыс. ед.

В 2022 г. новые вагоны для парка РФ строились на территории России – (98,2 %) и стран СНГ (1,8 %).

На рис. 1 показано распределение количества построенных в 2022 г. для Российской Федерации грузовых вагонов по заводам-изготовителям. Наибольшее количество подвижного состава в 2022 г. было поставлено в грузовой парк РФ АО «Pузхиммаш» – 20,71 %. Вторым по поставкам грузовых вагонов стал АО «НПК "Уралвагонзавод"» – 15,45 %.

Рис. 1. Распределение по заводам-изготовителям грузовых вагонов постройки 2022 г. в парке РФ

Соответственно 13,85 % и 13,10 % грузовых вагонов в парк РФ поставили АО «Алтайвагон» и Тихвинский вагоностроительный завод (АО «ТВСЗ»). С учетом вагонов, построенных филиалом – Кемеровохиммаш, АО «Алтайвагон» поставило в парк РФ 18,70 % нового подвижного состава. Также в целом в 2022 г., с учетом поставок вагонов ЗАО «ТихвинСпецМаш» и АО «ТихвинХимМаш», НПК «Объединенная Вагонная Компания» поставила в парк РФ 15,07 % новых вагонов, из которых подавляющее большинство (87 %) инновационные – с осевой нагрузкой 25 тс.

Перечисленные выше вагоностроительные заводы поставили в 2022 г. в грузовой парк РФ 70 % новых вагонов.
Распределение по родам поставленных в 2022 г. грузовых вагонов показано на рис. 2.

Рис. 2. Распределение по родам вагонов постройки 2022 г. в грузовом парке РФ

Как видно, в основном (97 %) пополнение парка РФ в 2022 г. происходило благодаря производству полувагонов (41 %), платформ (28 %), хопперов (17 %) и цистерн (11 %).

В сравнении с 2021 г. количественно в наибольшей степени сократились поступления в парк РФ: платформ на 10,5 тыс. ед. или на 44 %; полувагонов на 2,9 тыс. ед. (-13 %); крытых вагонов на 2,8 тыс. ед. (-75 %). При этом увеличились поставки вагонов-хопперов на 2,9 тыс. ед. (+56 %), цистерн на 0,3 тыс. ед. (+6 %) и думпкаров на 0,2 тыс. ед. (+109 %). Изменение поставок грузовых вагонов в 2022 г. по отношению к 2021 г. показано на рис. 3.

Рис. 3. Распределение изменений поступлений в парк РФ грузовых вагонов постройки 2022 г. по отношению к 2021 г.

Подвижной состав с осевой нагрузкой 25 тс

Из всего количества вагонов постройки 2022 г., поступивших в грузовой парк РФ, подвижной состав с осевой нагрузкой 25 тс составил немногим более 10 тыс. ед. или 21,2 %. В сравнении с предыдущим годом в парк РФ поступило в 2,7 раза меньше вагонов с осевой нагрузкой 25 тс.

Распределение количества новых грузовых вагонов с осевой нагрузкой 25 тс по предприятиям-изготовителям имеет вид:

  • АО «ТВСЗ» – 52,5 %;
  • АО «НПК "Уралвагонзавод"» – 32,3 %;
  • ЗАО «ТихвинСпецМаш» – 6,1 %;
  • АО «ТихвинХимМаш» – 3,2 %;
  • АО «Ярославский ВРЗ – Ремпутьмаш» – 2,9 %;
  • АО «Алтайвагон» – 2,5 %;
  • АО «Pузхиммаш» – 0,5 %.

Основная доля (61,8 %) от всех вагонов постройки 2022 г. с осевой нагрузкой 25 тс принадлежит предприятиям «НПК ОВК».

По родам подвижного состава с осевой нагрузкой 25 тс вагоны постройки 2022 г. в парке РФ распределились следующим образом:

  • полувагоны – 65,9 %;
  • хопперы – 14,7 %;
  • платформы – 14,3 %;
  • цистерны – 3,7 %;
  • крытые – 1,4 %.

Новые вагоны с осевой нагрузкой 25 тс были укомплектованы тележками следующих моделей: 18-9855 (61,8 %); 18 194-01 (35,7 %); 18-9800 (2,5 %).

Полувагоны

Распределение заводов-изготовителей по количеству поставленных в парк России полувагонов (19,3 тыс. ед.), имеет следующий вид:

  • АО «НПК "Уралвагонзавод"» – 27,4 % от всех новых полувагонов;
  • АО «Алтайвагон» – 21,1 %;
  • НПК «ОВК» – 17,5 %;
  • АО «Pузхиммаш» – 12,5 %;
  • АО «Рославльский ВРЗ» – 9,5 %;
  • ООО «КАВАЗ» (г. Канаш) – 7,7 %;
  • ОАО «Завод металлоконструкций» – 4,1 %;
  • СЗАО «Могилёвский ВСЗ» – 0,3 %.

Из всех полувагонов постройки 2022 г. в парке РФ 6,6 тыс. или 34,2 % были укомплектованы тележками моделей 18-194-1 (45,2 %), 18-9855 (51 %) и 18-9800 (3,8 %) на колесных парах с расчетной статической нагрузкой на рельсы 25 тс.

Табл. 1. Распределение по моделям вагонов постройки 2022 г. с осевой нагрузкой 25 тс в грузовом парке РФ

В наибольшем количестве (64,3 %) в 2022 г. приобретались следующие полувагоны:

  • с осевой нагрузкой 23,5 тс – моделей 12-1253 (19,6 % от всех новых полувагонов) и 12-1293 (12,5 %) постройки соответственно АО «Алтайвагон» и АО «Pузхиммаш»;
  • с осевой нагрузкой 25,0 тс – моделей и 12-9853 (16,7 %), и 12-196-02 (15,5 %) постройки соответственно АО «ТВСЗ» и АО «НПК "Уралвагонзавод”».

Табл. 2. Распределение по моделям полувагонов постройки 2022 г. в грузовом парке РФ

Платформы

По величине поставок в парк РФ в 2022 г. вагонов-платформ (всего 13,48 тыс. ед.) вагоностроительные заводы распределились:

  • АО «Алтайвагон» (с учетом филиала Кемеровохиммаш) – 29,3 %;
  • АО «Pузхиммаш» – 14,1 %;
  • ООО «КАВАЗ» (г. Канаш) – 11,5 %;
  • АО «Рославльский ВРЗ» – 10,1 %;
  • ОАО «Завод металлоконструкций» – 8,9 %;
  • ОАО «Транспортное машиностроение» – 7 %;
  • ОАО «ТВСЗ» – 6,1 %;
  • ЗАО «ОЗТМ» – 5,6 %;
  • ЗАО «ТихвинСпецМаш» – 4,5 %;
  • ГК «Ремпутьмаш» (с филиалами) – 2,2 %;
  • АО «Барнаульский ВРЗ» – 0,4 %;
  • АО «НПК "Уралвагонзавод"» – 0,4 %.

Из общего количества платформ, изготовленных в 2022 г. для парка РФ, вагоны с осевой нагрузкой 25 тс составили 10,6 %.

Распределение по моделям вагонов-платформ постройки 2021 г. в парке РФ показано в табл. 3.

Табл. 3. Распределение по моделям вагонов-платформ постройки 2022 г. в грузовом парке РФ

*платформы сопровождения путевых машин и для перевозки материалов

Среди фитинговых платформ в 2022 г. больше всего (63,3 %) для парка РФ закупались модели вагонов следующих заводов:

  • 13-2114-08 – АО Алтайвагон» с филиалом в Кемерово;
  • 13-1284 – АО «Pузхиммаш»;
  • 13-9781 – ООО «КАВАЗ» (Канаш);
  • 13-6953 – АО «Рославльский ВРЗ»;
  • 13-6964-01 – ОАО «Завод металлоконструкций»;
  • 13-2162 – АО Алтайвагон» с филиалом в Кемерово.

Хопперы

Вагоны-хопперы (7,9 тыс. ед.) для грузового парка РФ в 2022 г. изготавливались на следующих вагоностроительных предприятиях, в том числе (в % от всех хопперов, поступивших в парк РФ за год):

  • АО «Барнаульский ВРЗ» – 30,2 %;
  • АО «Pузхиммаш» – 28,3 %;
  • АО «ТВСЗ» – 23,6 %;
  • ОАО «Завод металлоконструкций» – 5,7 %;
  • ООО «КАВАЗ» (г. Канаш) – 4,2 %;
  • ГК «Ремпутьмаш» (филиалы в Ярославле и Людинове) – 3,8 %;
  • АО «НПК "Уралвагонзавод"» – 3,1 %;
  • ОАО «Транспортное машино-строение» – 0,39 %;
  • ЧАО «Днепровагонмаш» – 0,38 %;
  • СЗАО «Могилёвский ВСЗ» – 0,14 %;
  • ООО «ОМЗ "Карпаты"» – 0,05 %.

Доля инновационных вагонов-хопперов с осевой нагрузкой 25 тс от всех поставленных в парк РФ в 2022 г. составила 18,6 %. Распределение новых вагонов-хопперов по их специализации имеет вид:

  • хопперы-зерновозы – 53,2 %;
  • хопперы-минераловозы – 35,9 %;
  • хопперы-цементовозы – 6,7 %;
  • хопперы-дозаторы – 4,2 %.

Основное количество (95,8 %) вагонов-хопперов, поступивших в парк РФ в 2022 г., предназначено для перевозки массовых грузов – зерновых культур, минеральных удобрений и цемента.

Распределение по моделям вагонов-хопперов постройки 2022 г. в парке РФ приведено в табл. 4. В парк грузовых вагонов России в 2022 г. в наибольшем количестве (58 %) поступили хопперы с осевой нагрузкой 23,5 тс следующих моделей:

  • 19-9567 (АО «Барнаульский ВРЗ») для перевозки зерна – 23,4 %;
  • 19-9835-01 (АО «ТВСЗ») для перевозки минеральный удобрений – 11,8 %;
  • 19-9814 (АО «Pузхиммаш») для перевозки зерна – 11,6 %;
  • 19-1274 (АО «Pузхиммаш») для перевозки зерна – 11,5 %.

Табл. 4. Распределение по моделям вагонов-хопперов постройки 2022 г. в грузовом парке РФ

Цистерны

Вагоностроительные заводы по количеству вагонов-цистерн постройки 2022 г. (5,3 тыс. ед.), поступивших в парк РФ, распределились следующим образом:

  • АО «Pузхиммаш» – 61,3 %;
  • АО «НПК "Уралвагонзавод"» – 31,6 %;
  • АО «ТихвинХимМаш» – 6,1 %;
  • Кемеровохиммаш – филиал АО «Алтайвагон» – 0,6 %;
  • АО «Уралкриомаш» – 0,4 %.

Из всех вагонов-цистерн, построенных в 2022 г. для парка РФ, 7,1 % были укомплектованы тележками на колесных парах с расчетной статической нагрузкой на рельсы 25 тс.

Распределение вагонов-цистерн постройки 2022 г. по их специализации имеет следующий вид:

  • для светлых нефтепродуктов – 59,1 %;
  • для аммиака – 22,2 %;
  • для метанола – 6,7 %;
  • для серной кислоты – 3 %;
  • для нефти и нефтепродуктов – 2,9 %;
  • для сжиженных природных газов, аргона, кислорода и азота – 2,3 %;
  • для расплавленной серы – 1,3 %;
  • для жидкого пека – 1 %;
  • для растительных масел – 0,6 %;
  • для широкой номенклатуры химических грузов (едкий натр) – 0,4 %;
  • для соляной кислоты – 0,4 %;
  • для азотной кислоты с котлом из алюминия – 0,2 %.

В наибольшем количестве (81 %) в 2022 г. парк РФ пополнили цистерны следующих моделей:

  • 15-150-04 (УВЗ) – 30,8 %;
  • 15-1219 (Pузхиммаш) – 28,4 %;
  • 15-1288-02 (Pузхиммаш) – 21,7 %.

Табл. 5. Распределение по моделям вагонов-цистерн постройки 2022 г. в грузовом парке РФ

Крытые вагоны

Всего в парке грузовых вагонов РФ учтено 959 крытых вагонов изготовления 2022 г. В основном новые вагоны были построены на Алтайском вагоностроительном заводе. Далее по убыванию идут заводы: АО «ТВСЗ» (14 %) и АО «Pузхиммаш» (3,6 %).

Только крытые вагоны, построенные в 2022 г. на АО «ТВСЗ» (модель 11-6874), были укомплектованы тележками модели 18-9855 на колесных парах с расчетной статической нагрузкой на рельсы 25 тс.

Крытые вагоны постройки 2022 г. в парке РФ имеют следующее распределение по моделям:

  • 11-2163 (Алтайвагон) – 32,1 %;
  • 11-2164 (Алтайвагон) – 29,4 %;
  • 11-280 (Алтайвагон) – 20,9 %;
  • 11-6874 (ТВСЗ) – 14,1%;
  • 11-1268 (Рузхиммаш) – 3,5 %.

По объему кузова новые крытые вагоны распределились следующим образом:

  • 161 м³ – 61,5 %;
  • 138 м³ – 20,9 %;
  • 175 м³ – 14,1 %;
  • 174 м³ – 3,5 %.

Думпкары

В парк РФ в 2022 г. поступило 374 вагонов-самосвалов (+109 % к 2021 г.), изготовленных на следующих предприятиях:

  • модель 32-626, ОАО «Завод металлоконструкций» – 80,2 %;
  • 6-осная модель 33-5170, АО «НПК "Уралвагонзавод"» – 17,4 %;
  • модель 32-626-01, ОАО «Завод металлоконструкций» – 2,4 %.

Заключение

В 2022 г. наибольшее количество подвижного состава в грузовой парк РФ было поставлено АО «Pузхиммаш» – 20,71 %.

По родам нового подвижного состава основную долю (69 %) в пополнении парка РФ за 2022 г. составили полувагоны (41 %) и платформы (28 %). В сравнении с 2021 г. сократились поступления в парк РФ крытых вагонов (на 75 %), изотермических (-70 %), платформ (-44 %) и полувагонов (-13 %). Выросли поставки думпкаров (+109 %), хопперов (+56 %) и цистерн (+6 %).

По отдельным родам подвижного состава лидирующие позиции по поставкам вагонов заняли:

  • полувагоны – АО «НПК "Уралвагонзавод"» (27,4 % от всех новых полувагонов);
  • платформы – АО «Алтайвагон» (29,3 %);
  • хопперы – АО «Барнаульский ВРЗ» (30,2 %);
  • цистерны – АО «Pузхиммаш» (61,3 %);
  • крытые вагоны – АО «Алтайвагон» (82,4 %);
  • думпкары – ОАО «Завод металлоконструкций» (82,6 %);
  • изотермические – ТОО «Cool Infinity», Казахстан (88,9 %).

Из общего количества нового подвижного состава в парке РФ инновационные вагоны с нагрузкой от колесной пары на рельсы 25 тс составили 21,2 % или 10 тыс. ед., что на 16,2 тыс. ед. меньше, чем в 2021 г.

В 2022 г. продолжилась тенденция на приобретение крытых вагонов с увеличенным от 161 до 175 м³ объемом кузова (79 %).

В наибольшем количестве (55 %) в парк РФ поступил грузовой подвижной состав следующих моделей:

  • полувагоны моделей 12-2153 (8 % от всех вагонов постройки 2022 г.), 12-9853 (6,8 %), 12-196-02 (6,3 %), 12-1293 (5,1 %), 12-132 (4,9 %), 12-9766 (3,9 %), 12-1303-01 (3,1 %);
  • вагоны-платформы моделей 13-1284 (3,3 %), 13-9781 (3,3 %);
  • вагоны-цистерны моделей 15-150-04 (3,4 %), 15-1219 (3,2 %);
  • вагон-хоппер модели 19-9567 (3,9 %).

https://opzt.ru/

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner