10 мая 2023

Беспилотные технологии

В мартовском номере журнала «Автоматика, связь, информатика» вышла статья «Проекты систем технического зрения для автоматического управления движением поездов», автором которой является заместитель начальника Департамента информационных технологий – начальник отдела стратегического развития АО «НИИАС» Охотников А.Л.

Беспилотные технологии все шире применяются в различных областях. В отчете аналитиков Visiongain указано, что мировой рынок технологий по автоматизации подвижного состава в последние годы динамично развивается. Сегодня объем рынка составляет более $7 млрд и к 2031 г. превысит $21 млрд.

Система автоматического управления движением поездов (САУ ДП) является перспективной и повышающей безопасность пассажирских и грузовых перевозок. Железнодорожные компании рассматривают САУ ДП как новую операционную парадигму, которая даст возможность повысить гибкость и безопасность движения с одновременным снижением операционных затрат. При этом рассматриваются три ключевых сегмента использования системы автоматического управления движением поездов: магистральный, маневровый и городской [1].

Для разработки и внедрения высокотехнологичных решений в области искусственного интеллекта и систем автоматического управления во многих странах создаются проекты, способные довести перспективные разработки с элементами искусственного интеллекта и сенсорики до промышленного образца. К ним относятся такие проекты, как Sensors4Rail, SMART2, RODS от Rail Vision, VAL 2020 и многие другие, в том числе стартующий в 2024 г. Europe’s Rail (EU-Rail), созданный в рамках программы Horizon Europe (2020-2027) и являющийся универсальным преемником совместного предприятия Shift2Rail.

В России системы технического зрения применяются с 2017 г. на тяговом подвижном составе на станции Лужская. К существующим проектам российских разработчиков относятся Ctrl@Vision 100 (ООО «ЛокоТех-Сигнал»), БОП (ОАО «РЖД», АО «НИИАС») и БСТЗ (АО «НИИАС»), Cognitive Rail Pilot (ООО «Когнитив Роботикс»). Разработку СТЗ осуществляют и другие предприятия, в том числе «АВП-Технология».

Sensors4Rail – проект запущен в конце 2020 г. для оснащения подвижного состава городской железной дороги Гамбурга (Германия) интеллектуальными датчиками технического зрения для контроля обстановки перед поездом и определения препятствий. В нем участвуют такие компании, как Siemens Mobility, Bosch Engineering, Here Technologies и Ibeo Automotive Systems и др.

Компания Siemens отвечает за комплексное тестирование и средства определения местоположения головы поезда с применением современных средств одометрии, включающих спутниковую навигацию. Bosch предоставляет радары и инфракрасные камеры среднего и дальнего радиуса действия, а также стереокамеры, которые позволяют надежно распознавать окружающую обстановку ночью и в тумане. Ibeo разрабатывает твердотельные лидары. Here Technologies обеспечивает сопровождение трехмерных электронных карт пути с указанием опорных объектов, посредством которых можно определить положение поезда с сантиметровой точностью. Объекты цифровой модели пути используются также для определения высокоточных координат головы поезда на платформах с применением технологий Bosch и Ibeo. Телекоммуникационная компания Vodafone организует высокоскоростную сеть связи стандарта 4G.

Указанные технологии позволят повысить уровень автоматизации управления поездами вплоть до GoA4 и создать интеллектуальную транспортную систему ИТС. Система управления, лежащая в основе ИТС, даст возможность контролировать работу множества киберфизических систем КФС, которые выполняют различные функции в железнодорожных перевозках [2].

Позиционирование поезда осуществляется путем обработки сигналов системы спутниковой навигации, а радиоканал обмена данными со скоростью 10 Гбит/с организуется с использованием сети стандарта 4G. Одна из главных задач проекта заключается в интегрировании в состав бортового оборудования видеокамер, радаров и лидаров, а также высокопроизводительных серверов с несколькими графическими процессорами и хранилища данных.

Шесть лидаров, размещенных над лобовым стеклом кабины машиниста, сканируют пространство перед поездом, выполняя 30 720 измерений с частотой 15 Гц и формируя трехмерное облако точек в реальном времени. Инфракрасная камера, установленная рядом с лобовым прожектором, служит для обнаружения объектов в диапазоне волн от 8 до 14 мкм. Как и лидары, работающие в диапазоне, близком к инфракрасному, эта камера способна различать неподвижные и движущиеся объекты независимо от их освещенности, в том числе в полной темноте, например в тоннелях.

Под лобовым стеклом установлены еще три камеры видимого диапазона: одна из них выдает изображение объектов ближней зоны с указанием глубины, две другие контролируют среднюю (300 м с углом обзора 30°) и дальнюю (550 м с углом обзора 10°) зоны. При распознавании объектов учитываются не только условия окружающей среды, но и размеры объекта, его контрастность и отражающая способность. В комплект датчиков головной части поезда входят также четыре радара, работающие на частоте от 76 до 77 ГГц.
Бортовая подсистема определения местоположения поезда включает в себя импульсный колесный и инерциальный датчики, а также оптический датчик головки рельса и вычислительное устройство. В этом устройстве происходит консолидация данных от датчиков, в том числе используемых в подсистеме распознавания окружающей обстановки и получаемых методом локализации и построения карты (SLAM) при помощи радаров, а также путем обнаружения объектов, которые выступают в роли реперных точек. Определенное таким образом местоположение поезда сравнивается с данными эталонной высокоточной системы позиционирования. Выявленные отклонения анализируются и нивелируются. Схема реализации системы Sensors4Rail показана на рис. 1, размещение оборудования на локомотиве – на рис. 2 [3].

Рис. 1

Рис. 2

SMART2 – проект, запущенный в 2019 г., является продолжением европейской инициативы SMART от Shift2Rail. Он включает разработку системы обнаружения препятствий для грузовых поездов на железнодорожных магистралях со смешанным движением на скорости до 100 км/ч [4]. К задачам проекта относятся: распознавание рельсового пути, обнаружение возможных препятствия на расстоянии до 1 000 м и вагонов на расстоянии до 200 м для маневровых операций с точностью до ± 5 см. Причем полевые испытания показали, что система соответствует всем определенным для нее функциональным требованиям.

Цель проекта состояла в разработке системы всепогодного обнаружения препятствий дальнего действия и обнаружения проникновения на пути. Она объединяет в себе бортовую, инфраструктурную и основанную на дронах подсистемы, а также центральную систему поддержки принятия решений, реализованную в облачной среде. Такая интегрированная система дает возможность расширить зону обнаружения, включая области за поворотом, уклоном, тоннелем и другими элементами, блокирующими обзор. Реализация проекта рассчитана на четыре года. Принцип работы системы обнаружения препятствий SMART2 продемонстрирован на рис. 3.

Рис. 3

RODS от Rail Vision представляет собой одну из разработок израильской компании Rail Vision в части определения препятствий на железной дороге. Система RODS (Rail Obstacle Detection System) может определять препятствия в условиях прямой видимости на расстоянии до 2000 м при движении поезда со скоростью 200 км/ч [5].

Решение RODS помогает машинисту или оператору (в случае дистанционного управления) осуществлять полный визуальный контроль с помощью комплекта оборудования, установленного на крыше поезда. В такой комплект входит длиннофокусная камера видимого обзора и две инфракрасные камеры для дальней (1-2 км) и средней (до 800 м) дистанций. Информация от всех камер объединяется и обрабатывается. После идентифицирования объекта на путях машинисту выдается аварийное оповещение для принятия мер по предотвращению аварийной ситуации. Система технического зрения RODS от Rail Vision показана на рис. 4.

Рис. 4

Cognitive Rail Pilot является российской разработкой компании Cognitive Technologies. Тестирование и испытание аппаратной части этой системы проводились по многим параметрам: электромагнитной совместимости, помехо-, вибро- и влагоустойчивости, соответствию климатическим нормами др. В ходе испытаний маневровые тепловозы, оборудованные системой технического зрения, эксплуатировались более 300 ч в режиме опытного пробега с участием разработчиков и более 5 тыс. ч – в условиях подконтрольной эксплуатации без их присутствия.

Камеры, интегрированные в систему, в настоящее время позволяют распознавать объекты на расстоянии до 300 м, однако планируется увеличить этот показатель не менее, чем в 2 раза. Система готова к тиражированию для маневровых локомотивов [6]. На рис. 5 приведены элементы системы Cognitive Rail Pilot [7]: блок видеокамер с электронной системой контроля и поддержания климата и трехосевой системой гашения вибраций (1), специализированный радар миллиметрового диапазона высокого разрешения (2), высокопроизводительный вычислительный блок в индустриальном исполнении (3).

Рис. 5

БСТЗ – бортовая система технического зрения, разработанная АО «НИИАС», прошла сертификацию. Проведено декларирование компонентов аппаратной и программной части оборудования БСТЗ на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 001/2011 и EAЭС N RU Д-RU.PA05.B.51577/22. Система установлена на маневровом локомотиве ЧМЭ3.

БСТЗ представляет собой распределенную систему, содержащую две видеокамеры ближнего (до 50 м) и две дальнего (50-200 м) действия, вычислительный модуль, модуль управления, монитор для взаимодействия с машинистом и устройство управления тормозной системой [8]. Она определяет наличие препятствия на пути маневрового локомотива и расстояние до него (до 100 м), исправность колеи по пути следования (до 200 м), стрелок (до 100 м) и их положение (до 50 м), светофоров и их показаний (до 200 м).

В качестве основной технологии обработки видеоинформации в вычислительном модуле используются новейшие архитектуры нейронных сетей для решения задач сегментации, локализации и классификации объектов. Элементы системы технического зрения для маневровых локомотивов БСТЗ изображены на рис. 6.

Рис. 6

БОП – блок обнаружения препятствий. Это – интегрированный бортовой комплекс, использующий широкий спектр цифровых датчиков и реализующий передовые решения по обработке данных, в которых применяется искусственный интеллект (искусственные нейронные сети и глубокое обучение). БОП имеет модульную архитектуру и уникальное программное обеспечение. Предполагается, что в конечном исполнении в него войдут 4 радара, 4 лидара, 2 тепловизора и 8 видеокамер. Предусмотрено, что система технического зрения БОП будет работать при любых климатических условиях и в ночное время.

БОП, созданный ОАО «РЖД» совместно с АО «НИИАС», прошел сертификацию специальной модификации электропоезда «Ласточка» с уровнем автоматизации GoA3+. Сертификаты соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011) получены в конце 2021 г. В процессе ходовых испытаний подтверждена возможность распознавания препятствий на расстоянии не менее 600 м. Система технического зрения БОП представлена на рис.7.

Рис. 7

Система БОП наиболее близка по параметрам к Sensors4Rail. Сравнительные данные о функциях и оборудовании этих систем приведены в таблице.

Функции и оборудование

Sensors4Rail

БОП

Подвижной состав

Электропоезд серии 472

Электропоезд ЭС2Г

Эксплуатация ПС

DB Systemtechnik

ДОСС

Участок опытной эксплуатации

23 км

53 км

Система распознавания

Bosch Engineering

Neousys Technology Inc.

Система технического зрения

Ibeo Automotive Systems

Livox, Axion, Фотоника

Электронная карта

HERE Technologies

НИИАС - ЦМП

Создание 3D карты

Leica Pegasus 2 (3-5 cм)

Riegl VMX-450, Trimble, БПЛА (до 5 см)

Телекоммуникация 4G

Vodafone

Билайн

Лидары

6 шт. (30 тыс. изм/с, 15 Гц)

4 шт. (905 nm, 20 Гц) 200 и 500 м

Тепловизоры (ИК-камеры)

1 шт. (8-14 мкм)

2 шт.

Видеокамеры

3 шт. (стерео на 300 м, 1 -до 550 м)

8 шт. (100-300-600 м)

Радары

4 шт. (76-77 ГГц)

4 шт. (до 3 м)

Ctrl@Vision 100 – система позволяет определять препятствия и автоматически предотвращать столкновения посредством подачи управляющего сигнала на торможение. Она создана ООО «ЛокоТех-Сигнал» и установлена на маневровом тепловозе ТГМ6А на Череповецком металлургическом комбинате [9].

В Ctrl@Vision 100 применены 4 камеры (рис. 8): одна – для ближней зоны (20 м), другая – для детектирования объектов от 100 м, еще две – используются в качестве стереопары для определения расстояния до объектов (вместо дорогих лидаров). Радар применяется для обнаружения и регистрации скорости объекта на путях. Дальность действия системы технического зрения Ctrl@Vision 100 составляет 100-150 м с возможностью работы в любую погоду, время реакции на препятствие – до 0,5 с.

Рис. 8

Таким образом, приведенные в статье проекты по разработке СТЗ для систем автоматического управления беспилотным железнодорожным транспортом указывают на активную работу отечественных и зарубежных компаний по созданию современных средств для точного определения и идентификации препятствий с целью предотвращения аварийных ситуаций.

После длительного перерыва, вызванного пандемией, в 2022 г. в Берлине состоялась крупнейшая международная железнодорожная выставка InnoTrans, где были представлены тренды в области систем автоматического управления, перспективные технические решения для систем технического зрения [10]. Следует отметить, что сравнительный анализ отечественных и зарубежных проектов показал высокую научно-технологическую готовность подразделений холдинга «РЖД» к созданию элементов системы автоматического управления и внедрению новейших разработок в области беспилотных технологий. Эти разработки позволят в дальнейшем владельцам железнодорожной инфраструктуры повысить энергоэффективность и увеличить пропускную способность железнодорожных линий за счет использования беспилотного подвижного состава.

Список источников

  1. Охотников, А. Л. Алгоритм выбора оборудования для систем технического зрения на железнодорожном транспорте / А. Л. Охотников // Наука и технологии железных дорог. – 2021. – Т. 5. – № 1(17). – С. 65-74. – EDN TWRACV.
  2. Охотников, А. Л. Алгоритмы транспортных киберфизических систем / А. Л. Охотников, В. Я. Цветков, А. В. Козлов // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 12. – С. 49-53. – EDN KJWWMQ.
  3. SMART2 project. Retrieved from / URL:/https://smart2rail-project.net/.
  4. Охотников, А. Л. Управление автоматическими транспортными объектами в стохастической ситуации / А. Л. Охотников, В. Я. Цветков // Автоматика, связь, информатика. – 2021. – № 2. – С. 37-41. – DOI 10.34649/АТ.2021.2.2.002. – EDN MKVKTK.
  5. Cognitive Pilot готова к серийному выпуску систем технического зрения для подвижного состава URL:/https://rollingstockworld.ru/komponenty/cognitive-pilot-gotova-k-serijnomu-vypusku-sistem-tehnicheskogo-zreniya-dlya-podvizhnogo-sostava/ (Обращение 11.12.2022).
  6. Хатламаджиян, А. Е. Повышение безопасности движения поездов с помощью бортовой системы технического зрения / А. Е. Хатламаджиян, В. В. Орлов, И. С. Николаев // Эксплуатационная надежность локомотивного парка и повышение эффективности тяги поездов: Материалы VII всероссийской научно-технической конференции с международным участием, Омск, 18 ноября 2022 года. – Омск: Омский государственный университет путей сообщения, 2022. – С. 328-334. – EDN JTLVDQ.
  7. Мащенко, П. Е. Анализ сенсоров систем технического зрения для нужд промышленного железнодорожного транспорта / П. Е. Мащенко, К. В. Шутилов // Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог. – 2021. – № 1(53). – С. 40-45. – EDN FEUABX.
  8. Долгий, А.И. Автономное движение – отечественный и зарубежный опыт / А.И. Долгий, Е.Н. Розенберг, А.В. Озеров, П.А. Попов, М.А. Чернин // Автоматика, связь, информатика. –2022. –№ 12. –С. 14-16. –DOI: 10.34649/AT.2022.12.12.002.

https://opzt.ru/

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner