НОВОСТИ
11 апреля 2023

Производители могут не справиться с такой программой

Производители могут не справиться с такой программой

Промпредприятиям к 2035 году придется обновить тысячи маневровых локомотивов.

 

Производители техники и заказчики могут не справиться с такой программой без долгосрочной господдержки

В России назревает дефицит мощностей по строительству и модернизации маневровых локомотивов, принадлежащих промышленным предприятиям. Это следует из презентации Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), с которой ознакомились «Ведомости». Проблему подтвердили в ассоциации «Промжелдортранс» (объединяет более 150 организаций промышленного железнодорожного транспорта).

Маневровые локомотивы используются для перемещения подвижного состава по станционным путям, подачи вагонов на ремонтные пути, их перестановки из парка в парк. Предприятия применяют их, как правило, на путях необщего пользования (не принадлежащих РЖД и расположенных на территории крупных предприятий или рядом с ними).

Всего в России на путях необщего пользования используется более 7000 маневровых локомотивов разных типов, следует из презентации ИПЕМ. По оценкам исполнительного директора «Промжелдортранса» Александра Маняхина, к 2035 г. частные предприятия должны будут обновить 3500 из них, на что потребуется порядка 350 млрд руб. По данным ИПЕМ, рыночная цена одной из массовых моделей маневровых тепловозов (ТЭМ-18ДМ) в 2022 г. составляла 90-95 млн руб.

Необходимость обновления локомотивов связана с интенсивным старением парка. Как следует из презентации ИПЕМ, 81%, или около 6000, маневровых локомотивов на путях необщего пользования старше 30 лет. «Назначенный срок службы, установленный производителем, после которого им запрещен выход на сеть РЖД (пути общего пользования), составляет 20-35 лет в зависимости от модели локомотива», - объясняет заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук.

Основным драйвером спроса на маневровые локомотивы, по словам Савчука, будет необходимость пополнять часть парка, у которой будет истекать право выхода на сеть РЖД. «В этом случае в отдельные годы спрос на новые локомотивы со стороны транспорта необщего пользования может превышать производственные мощности российских заводов», - считает Савчук. Он также подтверждает, что ресурс локомотивов можно продлить до 45-50 лет, если вовремя их обслуживать. Но рано или поздно парк обновлять все равно придется, добавляет Савчук.

В «Промжелдортрансе» и ИПЕМ отмечают, что для равномерной загрузки заводов необходима долгосрочная госпрограмма обновления парка локомотивов на путях необщего пользования.

Представитель Минпромторга напомнил, что в 2020 г. предприятия могли получить субсидии на обновление парка фитинговых платформ и локомотивов. «Было приобретено 900 платформ и 27 локомотивов, объем субсидий составил 1 млрд руб.», - уточнил он. Продление данной меры поддержки предприятий, по его словам, может быть рассмотрено вместе с отраслевым сообществом «в зависимости от ситуации на рынке». Представитель министерства также обратил внимание на то, что основным заказчиком и покупателем маневровых локомотивов традиционно является РЖД.

Представитель пресс-службы РЖД заявил, что обновление локомотивов происходит «в соответствии с планом закупки и программой списания парка». Он также уточнил, что средний возраст маневровых тепловозов, принадлежащих РЖД, составляет 26 лет. В 2022 г., по словам собеседника, РЖД был приобретен 151 маневровый локомотив (общее их количество он не уточнил).

По данным Росстата, в январе - феврале 2023 г. в России было построено 39 маневровых тепловозов (-15,2% к январю - февралю 2022 г.), в феврале - 19 маневровых тепловозов (-26,9% к февралю 2022 г.).

Производством маневровых локомотивов в России занимаются компании «Синара - транспортные машины» (СТМ; входит в группу «Синара») и «Трансмашхолдинг» (ТМХ). И там, судя по всему, не видят проблем с обеспечением заказов.

<…> 

Если РЖД и крупные промышленные предприятия могут позволить себе закупить маневровые тепловозы, то малые предприятия промышленного железнодорожного транспорта - нет, согласен Маняхин из «Промжелдортранса». Это также следует из презентации ИПЕМ: по итогам опроса, проводившегося в 2019 г., лишь крупные предприятия однозначно заявили о готовности обновлять парк. У таких собственников сейчас около 2000 маневровых локомотивов, остальные принадлежат средним и малым предприятиям.

При этом если с покупкой новых маневровых локомотивов проблем нет, то возможности модернизации и ремонта оказались сильно ограничены после начала СВО на Украине, следует из презентации ИПЕМ. Их модернизацию сейчас осуществляет только одна российская компания - Шадринский автоагрегатный завод. Польские NEWAG S.A., Rail Polska и латвийские Даугавпилсский ЛРЗ и LDZ ушли из России после введения санкций.

Чуть лучше обстоит ситуация с ремонтом этих тепловозов. Такие работы могут выполнять, по данным ИПЕМ, девять предприятий в России и два в Казахстане. Пять компаний с Украины и из Латвии больше не работают на российском рынке.

<…> 

Полный текст публикации «Промпредприятиям к 2035 году придется обновить тысячи маневровых локомотивов».

https://ipem.ru/content/prompredpriyatiyam-k-2035-godu-pridetsya-obnovit-tysyachi-manevrovykh-lokomotivov/

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner