НОВОСТИ
28 февраля 2023

Итоги ежегодного заседания ТК 045 «Железнодорожный транспорт»

21 февраля 2023 г. в Российском университете транспорта состоялось итоговое заседание технического комитета по стандартизации ТК 045 «Железнодорожный транспорт».

В мероприятии приняло участие более 70 представителей предприятий железнодорожной отрасли, органов исполнительной власти и научных организаций.

Заседание открыл президент ОПЖТ, председатель ТК 045 Валентин Гапанович. Он отметил, что в октябре 2023 г. ТК 045 отмечает свой 15-летний юбилей. За это время разработано 378 стандартов, в том числе 274 межгосударственных стандарта. Разработка подавляющего большинства стандартов, которая осуществляется в рамках ТК 045, опирается на результаты исследований и испытаний, которые проводятся в ведущих научно-исследовательских институтах при участии основных производителей железнодорожной техники и ОАО «РЖД». Валентин Гапанович обратил внимание, что в новой редакции Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Минтрансом России в 2022 г., впервые содержится 248 ссылок на 56 стандартов.

С приветственным словом к участникам обратился руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Алексей Дружинин. Он отметил, что одной из задач на ближайшее время является разработка стандартов, обеспечивающих поэтапный переход к использованию инновационных грузовых вагонов и локомотивов с улучшенными технико-экономическими характеристиками.

В рамках своего выступления начальник Управления стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Ирина Киреева отметила, что ТК 045 занимает лидирующую позицию в области стандартизации, в том числе в части межгосударственной и международной работы. «В текущих условиях развития промышленности стандартизация в области железнодорожного транспорта играет ключевую роль и обеспечивает доказательную базу технических регламентов ЕАЭС», – сообщила Ирина Киреева.

Проректор Российского университета транспорта Игорь Розенберг акцентировал внимание участников на том, что ТК 045 не только является лидером среди более 280-ти технических комитетов, но и является важной профессиональной площадкой для всей железнодорожной отрасли.

Валентин Гапанович выступил с докладом, в ходе которого проинформировал участников об итогах работы по стандартизации в 2022 г. и задачах на 2023 г. По итогам работы в 2022 г. утверждено 39 стандартов и 10 – направлены на издательское редактирование и принятие. 49 разработанных и согласованных в ТК 045 стандартов охватывают все направления машиностроения в области железнодорожного транспорта.

Валентин Гапанович отметил, что в 2022 г. разработаны ключевые базовые стандарты для железнодорожного транспорта.

В мае 2023 г. вступит в силу ГОСТ Р 70488-2022 «Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки ремонтных документов и подготовки ремонта». Национальный стандарт устанавливает порядок разработки ремонтных документов и подготовки ремонта вновь разрабатываемых железнодорожного подвижного состава и составных частей железнодорожного подвижного состава для проведения среднего (для грузовых и пассажирских вагонов – деповского) и капитального ремонтов.

Также в 2022 году принят межгосударственный стандарт ГОСТ 9238-2022 «Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений». Это ключевой базовый стандарт, который устанавливает исходные очертания габаритов железнодорожного подвижного состава и приближения строений железнодорожных путей общего и необщего пользования, а также методы расчета и контроля вписывания железнодорожного подвижного состава в заданные габариты. В стандарте установлено кроме всего прочего верхнее очертание статического габарита ТД для двухэтажных пассажирских вагонов локомотивной тяги и моторвагонного подвижного состава. Данный габарит значительно повышает комфорт и качество обслуживания пассажиров второго уровня.

В 2022 году рабочая группа ОПЖТ при участии Казахстанского института стандартизации и метрологии, Казахстанской железной дороги, Всероссийского научно-исследовательского института метрологической службы, Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте и основных производителей подвижного состава и его составных частей разработала ГОСТ 34926-2023 «Железнодорожный подвижной состав и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта. Требования к составу, содержанию, оформлению, разработке, аттестации, верификации и валидации методик испытаний».

Стандарт обеспечивает испытательные организации, а также разработчиков и изготовителей продукции возможностью самостоятельной разработки любых необходимых методик испытаний, применяемых в рамках работ по обязательному подтверждению соответствия продукции.

Это способствует импортозамещению, росту технологической независимости и позволит оперативно внедрять в производство железнодорожного подвижного состава новые составные части и комплектующие.

Важная работа, которая была проделана в 2022 году – актуализация Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации – основного документа при эксплуатации. В данной работе активное участие принимали предприятия-члены ТК 045 и ОПЖТ.

Новые Правила состоят из девяти разделов, 168-ми пунктов и трех приложений. Содержат в себе 248 ссылок на 56 стандартов (в т.ч. на 40 межгосударственных).

Также в 2022 г. организации-члены ТК 045 и ОПЖТ принимали активное участие в работе международных технических комитетов по стандартизации ISO/TC 269 «Железнодорожный транспорт» и IEC/TC 9 «Электрооборудование и системы для железных дорог». В октябре 2022 г. представители ОПЖТ приняли очное участие в заседании рабочей группы ISO/TC 269/WG 5 «Железнодорожный транспорт. Система управления качеством», в ходе которого была согласована окончательная редакция международного стандарта ISO/FDIS 22163, регулирующего построение и функционирование систем менеджмента качества железнодорожных предприятий.

Обозначая план работы ТК 045 в 2023 году, Валентин Гапанович остановился на следующих направлениях:

  1. Разработка стандартов, в рамках исполнения Перечня поручений Президента России Пр-950 по вопросам развития Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей на территориях СФО и ДФО.
  2. Создание цифровой экосистемы управления нормативно-технической документацией для проектирования, производства, испытаний, сертификации, эксплуатации, ремонта и утилизации техники железнодорожного транспорта.
  3. Обновление действующих и разработка новых стандартов, применение которых будет способствовать исполнению требований технических регламентов.
  4. Разработка межгосударственного стандарта ГОСТ «Железные дороги. Система менеджмента качества в железнодорожной отрасли» на основе ISO 22163.
  5. Анализ и экспертиза стандартов организаций железнодорожного машиностроения.

Ответственный секретарь ТК 045, начальник отдела стандартизации ФБУ «РС ФЖТ» Илья Радецкий представил отчет о деятельности ТК 045 за 2022 г. Он отметил, что в 2022 г. технический комитет проводил активную работу по согласованию стандартов. За прошлый год в рамках комитета рассмотрено 26 первых и 54 окончательных редакций стандартов, а также проведено 67 экспертиз документов по стандартизации.

Также ответственный секретарь напомнил собравшимся, что до марта текущего года идет сбор предложений в Программу национальной стандартизации на 2023 год и в июне начнется сбор предложений по разработке стандартов в 2024 году.

Заместитель председателя ТК 045, директор Дирекции научно-технического развития ПАО «НПК ОВК», исполнительный директор ООО «ВНИЦТТ» Анна Орлова выступила с докладом о нормативном обеспечении в области производства и испытаний грузовых вагонов. Она сообщила, что в 2022 г. принято 6 стандартов общих технических условий на различные виды грузовых вагонов. В текущем году разработка стандартов в области грузового вагоностроения будет продолжена.

Начальник отдела стандартизации и технической документации Департамента технической политики ОАО «РЖД» Вячеслав Перепельцев в своем докладе остановился на организации работ по стандартизации в ОАО «РЖД». Приоритетные направления работ по стандартизации в 2023 году: альтернативные источники энергии, цифровая трансформация, квантовые коммуникации, беспилотный транспорт, повышение качества услуг, высокоскоростное движение, экология и охрана труда.

Исполняющий обязанности руководителя Департамента технической политики АО «Трансмашхолдинг» Евгений Козаченко проинформировал участников заседания о разработке документов по стандартизации для обеспечения проекта «Организация пассажирского железнодорожного сообщения с применением поездов на водородных топливных элементах и систем обеспечения их эксплуатации». Данная работа выполняется в соответствии с четырехсторонним Соглашением о сотрудничестве и взаимодействии, подписанном между Правительством Сахалинской области, ОАО «РЖД», госкорпорацией «Росатом» и АО «Трансмашхолдинг» в сентябре 2019 г. Также представитель АО «Трансмашхолдинг» выступил с предложением по созданию в структуре ТК 045 профильного подкомитета в области дизелестроения для железнодорожного тягового подвижного состава.

Темой доклада заместителя директора по науке Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ) Екатерины Копыловой стали особенности стандартизации услуг на железнодорожном транспорте.

Обсуждая предложение разработки универсального стандарта по оценке качества предоставляемых услуг на железнодорожном транспорте, Валентин Гапанович предложил Российскому университету транспорта организовать конференцию по вопросу стандартизации качества предоставления услуг в межгосударственном сообщении. К участию в конференции необходимо пригласить представителей ОАО «РЖД», АО НК «КТЖ», ГО «БЖД» и др.

Директор Департамента развития систем проектирования ООО «КИТ-СИСТЕМС» Кирилл Горлов выступил с докладом «Автоматизированное управление требованиями как инструмент повышения надежности подвижного состава». Он сообщил, что основными задачами разработки программного комплекса стали:

  • Максимальная автоматизация процесса проектирования продукции железнодорожного назначения;
  • Формирование трехмерной модели изделий и получение оформленного комплекта чертежей на нее;
  • Управление требованиями конструкторской, технической и технологической документацией.

Реализация пилотного проекта наглядно показала существенное снижение издержек для производителя, выраженное как в сокращении времени на проектирование объектов железнодорожного машиностроения, так и в исключении ошибок, связанных с корректным исполнением требований нормативной и нормативно-технической документации, к которой в первую очередь относятся стандарты.

В ходе состоявшегося обсуждения выработан ряд предложений, которые будут отражены в протоколе заседания.

Также в рамках мероприятия состоялось награждение представителей организаций-членов ТК 045 почетными грамотами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, благодарственным письмом Федерального агентства железнодорожного транспорта и благодарностями президента ОПЖТ.

Поводя итоги заседания, Валентин Гапанович поблагодарил участников за продуктивную работу.

https://opzt.ru/

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner