НОВОСТИ
26 февраля 2023

Оптимистический сценарий

Анастасия Халилова, управляющий директор по работе с клиентами АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК)

Прогнозы о стагнации спроса на услуги лизинга подвижного состава по итогам прошлого года не сбылись. В ГТЛК в этом году ожидают роста числа сделок в железнодорожном сегменте. Сегодня в лизинге востребованы любые вагоны, находящиеся в хорошем техническом состоянии.

В первом полугодии 2022 года сегмент лизинга железнодорожной техники испытал серьёзное давление на фоне значительного роста ключевой ставки ЦБ РФ и снижения погрузки на сети железных дорог, что привело к значительному падению спроса на лизинг. Но начиная с IV квартала прошлого года лизинговый рынок оттолкнулся от «дна», показав хорошую динамику в части роста нового бизнеса.

Озвученные весной прошлого года пессимистичные прогнозы аналитиков о снижении погрузки по итогам 2022 года на 15–20% и, как следствие, стагнации спроса на лизинг подвижного состава не сбылись. Вслед за снижением ключевой ставки ЦБ РФ ниже 11% годовых активизировался и рыночный спрос на услуги лизинга вагонов, поэтому мы ожидаем в 2023 году роста лизинговых сделок в железнодорожном сегменте.

Спрос динамично сдвигается вслед за перспективами погрузки с учётом списания старого парка в том или ином сегменте железнодорожных грузовых перевозок. Благодаря рекордному урожаю зерновых по итогам 2022 года наблюдается повышенный спрос со стороны операторов на хопперы-зерновозы. Также востребованы инновационные полувагоны для перевозок угля. Кроме того, на фоне переориентации транспортных потоков с запада на восток и списания части старого парка крупнейшие перевозчики нефти и нефтепродуктов занялись обновлением своих парков цистерн.

Мы представляем лизинговые продукты для широкого круга клиентов – от небольших операторов до лидеров рынка из числа топ-10. Мы предлагаем как финансовый лизинг новых грузовых вагонов на индивидуальных условиях на срок до 15 лет, так и операционную аренду, в том числе с применением плавающего механизма определения ставок.

В прошлом году ГТЛК заключила договоры купли-продажи, предусматривающие поставку в лизинг и операционную аренду 9355 единиц вагонов в 2022–2023 годах.

Структура сделок прекрасно демонстрирует потребности наших клиентов: это 5865 единиц полувагонов (в том числе 5165 инновационных), 2670 единиц вагонов-хопперов (в том числе 2450 инновационных), 400 единиц крытых вагонов, 220 единиц пассажирских вагонов пригородных электропоездов и 200 единиц фитинговых платформ.

ГТЛК работает в сегменте лизинга железнодорожных грузовых вагонов со всеми клиентами, единственное ограничение для заключения сделки касается минимального количества вагонов – от 50 единиц. Так, в 2022 году мы заключали лизинговые договоры с небольшими компаниями на передачу 50, 65 и 100 вагонов.

За весь 2022 год было расторгнуто только два договора операционной аренды и ни одного договора лизинга.

ГТЛК прежде всего специализируется на лизинге новых вагонов, внося свой вклад в долгосрочную загрузку производственных мощностей российских вагоностроительных предприятий. По итогам 2022 года объёмы нового бизнеса ГТЛК в сегменте железнодорожного подвижного состава несколько снизились, однако мы с оптимизмом смотрим в будущее. У нас амбициозные планы на 2023 год, есть уверенность, что мы превысим прошлогодние показатели по объёму нового бизнеса.

Лизингодатели учитывают спрос

Данила Дубина, директор управления по железнодорожному транспорту ПАО «ТрансФин-М»

Сегодня важным условием успешной деятельности является скорость рассмотрения заявок лизингополучателей. Одним из решений в этом случае является создание собственных онлайн-продуктов.

На рынке лизинга по-прежнему востребованы полувагоны – из-за переориентации угля на восток вследствие европейского эмбарго выросло плечо отправки, что увеличило потребность в их числе. Также ожидается восстановление спроса на инновационные вагоны, производство которых было затруднено в 2022 году из-за санкционных ограничений. Кроме того, возможен рост выпуска цистерн и крытых вагонов за счёт новых экспортных маршрутов в текущих условиях. В прошлом году увеличился спрос на хопперы-минераловозы – к предыдущему году сегмент вырос в несколько раз. На хопперы-зерновозы спрос стабилен в течение последних двух лет. Стал ослабевать спрос на фитиновые платформы – к 2021 году потребность в них упала в два раза, однако сегмент остаётся довольно значительным даже с учётом падения.

Сейчас мы сфокусированы на комплексном развитии железнодорожного направления. Компания реализует кастомизированный продукт, рассчитанный на грузовладельцев, собственников и экспедиторов. Мы предлагаем клиенту различную, наиболее эффективную для него форму владения парком независимо от его состава, исходя из потребностей клиента. Это может быть как лизинг с сервисным контрактом, когда функцию контроля за своевременностью технического обслуживания, а также осуществление ремонтов берёт на себя наша компания, так и классический финансовый, операционный лизинг или аренда. Использование этих механизмов позволяет обеспечить клиенту вывозные мощности, но при этом избавляет от неэффективной эксплуатации и расходов на плановые ремонты.

Одним из направлений нашей деятельности является механизм финансирования будущих ремонтов. Мы предоставляем финансирование, а также мощности для проведения работ, например, связанных с заменой колёсных пар. Таким образом, мы закрываем все задачи и возможные сложности клиента, связанные с финансированием и эксплуатацией парка.

Ещё одним важным направлением деятельности компании является возвратный лизинг вагонов. Мы осуществляем сделки как с новым, так и с б/у парком. «ТрансФин-М» может произвести оценку актива и профинансировать его по привлекательной стоимости.

Одним из важных требований сейчас является скорость рассмотрения заявок и оперативность в принятии решений. Экспертиза компании позволяет совершенствовать и развивать данное направление – лизинг для ритейл-сегмента со скоринг-оценкой сделки, что даёт возможность оперативно удовлетворить все запросы клиента и обеспечить его нужным парком. В компании действует программа «ТФМ-онлайн», с помощью которой можно оформить заявку и направить все документы для рассмотрения сделки удалённо, без предоставления бумажных версий документов.

Баланс рисков и выгод

Хасян Зябиров, генеральный директор АО «Уголь-Транс»

Выбор финансовых инструментов при приобретении подвижного состава напрямую зависит от потребностей оператора и текущей ситуации. Сегодня в компании не исключают возможность приобретения в лизинг инновационных полувагонов.

Оформление договора лизинга, аренды подвижного состава или покупки его за счёт кредитных средств – это разные продукты, выбор которых будет зависеть от типа решаемых компанией задач. Так, например, при необходимости краткосрочного закрытия потребности в вагонном парке аренда может быть более привлекательной. При наличии у компании стабильной грузовой базы и долгосрочных сервисных контрактов лизинг и кредитование могут оказаться более предпочтительными, закрепляя за компанией вагонный парк и фиксируя стоимость владения вагоном на длительную перспективу. Каждый из выбранных инструментов обеспечивает свой баланс рисков и выгод, и менеджмент компании должен это учитывать при принятии решений.

Приобретение железнодорожного подвижного состава требует привлечения долгосрочного финансирования, лизинг в данном случае является удобным и гибким инструментом. При заключении договора компания-лизингополучатель выбирает для себя оптимальные условия: срок лизинга, график платежей, размер авансового и выкупного платежа. АО «Уголь-Транс» пользуется услугами лизинга. Сейчас в парке компании около 11 тыс. вагонов находится в лизинге. Расходы на техническое обслуживание предмета лизинга, текущие и плановые (деповские, капитальные) ремонты, замена повреждённых и изношенных запчастей полностью лежат на лизингополучателе. Сегодня мы не исключаем возможность приобретения в лизинг полувагонов в случае наличия выгодных предложений на рынке. Предпочтение отдаётся инновационным полувагонам.

https://gudok.ru/

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner