НОВОСТИ
26 февраля 2023

У операторов лизинг становится востребованным инструментом

Сегодня доля вагонов, находящихся в финансовом лизинге, составляет около 30% от всего парка подвижного состава. У операторов лизинг становится востребованным финансовым инструментом.

Однако компании готовы использовать его на определённом этапе своего развития, когда есть запас прочности и готовность развиваться. В этом году участники рынка ожидают роста числа лизинговых сделок в железнодорожном сегменте.

Рынок лизинговых услуг растёт

Андрей Бочаров, директор управления по работе с клиентами железнодорожной отрасли «Газпромбанк Лизинг»

Рынок лизинга подвижного состава отличается высокой конкуренцией. Операторы и грузоотправители заинтересованы в приобретении как новых вагонов, так и бывших в употреблении. Всё зависит от цены подвижного состава и его технического состояния. Многие компании сравнивают лизинговый платёж с арендным, и при сопоставимых цифрах первый оказывается предпочтительнее.

Как правило, лизинговые компании приобретают подвижной состав по заявкам определённых лизингополучателей. Таким образом, спрос на лизинг вагонов копирует спрос на вагоны в целом. Наибольшей популярностью сейчас пользуются полувагоны, хопперы и платформы.

В ближайшие пять лет прогнозируется списание более 31 тыс. цистерн. Без восполнения выбывающего парка рынок может столкнуться с острым дефицитом этого типа вагонов. Нехватка чувствуется уже сейчас, когда из-за переориентации грузовых потоков расстояние транспортировки увеличивается и требуется большее количество парка, а часть парка цистерн используется как склады на колёсах из-за ограниченности нефтехранилищ.

В 2022 году мы заключили договоры лизинга на более чем 11 тыс. единиц подвижного состава, свыше 80% из которых уже переданы в лизинг. Наибольшим спросом пользовались хопперы, которые заняли 48% в новом бизнесе. Также востребованы были полувагоны и цистерны, которые составили 21% и 17% соответственно в объёме нового бизнеса.

Несмотря на все вызовы 2022 года, нашей компании удалось показать трёхкратный рост объёма нового бизнеса в железнодорожном сегменте. Сумма заключённых договоров составила 39,9 млрд руб. с НДС. При этом немаловажную роль играет качество сформированного портфеля – отсутствие просроченной задолженности и случаев дефолта. К нам регулярно поступают обращения по лизингу небольших партий вагонов от компаний малого бизнеса. Мы оцениваем в комплексе текущее финансовое состояние клиента, экономику сделки, ликвидность и прогнозы развития рынка приобретаемого подвижного состава. Работаем с сегментом малого бизнеса, но в наибольшей степени в отношении лизинга автотранспорта и колёсной техники. Однако на текущий момент наш целевой сегмент – это компании среднего и крупного бизнеса. Это операторы, владеющие парком вагонов от нескольких тысяч единиц, или крупнейшие грузовладельцы.

Клиенты заинтересованы в приобретении как новых вагонов, так и бывших в употреблении. Всё зависит от цены вагона, его технического состояния и экономики самой сделки. Многие компании оценивают целесообразность сделки, сравнивая лизинговый платёж с арендным. При сопоставимых цифрах лизинг получается выгоднее, так как по окончании срока договора имущество перейдёт в собственность клиента. Чаще лизинговые сделки с б/у вагонами реализуются, чтобы привлечь долгосрочное финансирование по схеме возвратного лизинга или когда речь идёт о продаже больших лотов вагонов в несколько тысяч единиц. В прошлом году мы все были свидетелями, когда операторы выходили из сегментов рынка, которые им стали менее интересны, и реализовывали крупные парки.

Оптимизация долговой нагрузки

Ульян Евтеев, старший эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМа

Доля вагонов, находящихся в лизинге, постоянно растёт. Основными видами подвижного состава, которые сейчас находятся в лизинге, являются полувагоны, фитинговые платформы и зерновозы.

Лизинг вагонов ‒ востребованный у операторов способ привлечения дополнительного парка подвижного состава, поскольку он позволяет оптимизировать долговую нагрузку. В первую очередь лизингом пользуются те операторы, которые имеют долгосрочные планы развития в железнодорожном бизнесе, ведь, в отличие от оперативной аренды, договор лизинга рассчитан на продолжительный срок.

Доля вагонов, находящихся в финансовом лизинге, постоянно растёт: если в 2017 году таких вагонов было чуть более 20% от общего числа на сети, то сейчас 30%. Если же рассматривать вагоны с возрастом до 10 лет, то их доля будет ещё выше – около 40%. Своеобразными драйверами рынка финансового лизинга подвижного состава являются те виды вагонов, парк которых рос быстрыми темпами. Так, доля полувагонов в финансовом лизинге составляет 40%, фитинговых платформ и зерновозов – по 30%.

В ближайшей перспективе ожидается, что доля вагонов в лизинге будет только расти, а наибольшая активность на рынке будет в полувагонах нового поколения, вагонах-хопперах, цистернах.

Поиск лучших решений

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт ООО «Управляющая компания «Финам Менеджмент»

Услугами лизинга сегодня пользуются в основном крупные компании, имеющие в своём активе ресурсы и зарекомендовавшие себя на рынке перевозок.

Лизинг – это финансовый инструмент, к которому компании приходят, когда они достаточно прочно стоят на ногах, видят свои перспективы, готовы развиваться и имеют для этого хотя бы минимальные ресурсы. Привлекательность лизинга для бизнеса заключается в том, что ему не надо сразу приобретать различные виды техники в собственность, он фактически получает возможность выбрать, сравнить разные её виды. Взяв оборудование в лизинг, предприниматель не отрезает себе пути к отступлению, получает возможность что-либо изменить в своих планах.

На спрос на услуги лизинга в категории «локомотивы железнодорожные и подвижной состав» влияет ситуация с высокой загруженностью железных дорог, и в первую очередь Восточного полигона. Трудности с отправкой поездов сокращают выручку компаний, увеличивают их расходы – в этих условиях наличие собственного вагонного парка является обузой для операторов. Поэтому компаниям проще взять вагоны в лизинг, чтобы платить по факту их использования, а не нести расходы полностью. На рост услуг лизинга локомотивов и вагонного парка может повлиять переориентация на торговлю со странами Востока и Юга, по этим направлениям может потребоваться как традиционный подвижной состав, так и специализированный, для параллельного импорта, например вагоны-автомобилевозы.

Услуги лизинга железнодорожной техники оказывают многие компании, так что дефицита на этом рынке нет. Скорее речь может идти о том, что операторам необходимо найти лучшие условия, а это не всегда бывает просто. Возможно, есть проблема по каким-либо отдельным узкоспециализированным позициям подвижного состава, но увеличение спроса на них вызывает рост предложения.

Сейчас на рынок лизинга железнодорожной техники могут выйти новые игроки. Ими могут стать предприятия в первую очередь железнодорожного машиностроения, которые начнут замещать технику и оборудование иностранных компаний, прекративших свои поставки в РФ. Для продвижения своей продукции отечественные компании могут активно использовать лизинг как самостоятельно, так и в партнёрстве с другими предприятиями, это увеличит предложение лизинга различной железнодорожной техники.

https://gudok.ru/

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner