08 февраля 2023

Суд подтвердил

Суд подтвердил - ОАО «РЖД» может самостоятельно устанавливать плату за пользование путями необщего пользования.

В ноябре 2022 года состоялось решение суда, которое поставило точку в споре о том, могло ли ОАО «РЖД» поднять плату за пользование путями. Юристам компании удалось убедить суд двух инстанций в своей правоте.
ОАО «РЖД» на основании договоров предоставляет заинтересованным лицам принадлежащие ему пути необщего пользования для эксплуатации. За пользование путями те выплачивают компании плату по ставкам, установленным ОАО «РЖД». Такие ставки компания устанавливает самостоятельно, поскольку нормативные правовые акты не предписывают, что их должны определять государственные органы. Однако с данным подходом до последнего времени не соглашалась Федеральная антимонопольная служба, полагавшая, что ОАО «РЖД», как субъект естественной монополии, для определения этих тарифов должно обращаться к ней. Шагом к ясности в этом вопросе стало решение, принятое судом в Красноярске по делу № А33-32833/2021.

Фабула спора следующая.
Между ОАО «РЖД» и ООО «Втормет-Северный» был заключён договор, в соответствии с которым последнее пользовалось путями необщего пользования, примыкающими к станции Бугач Красноярской железной дороги, и уплачивало за это плату. В договоре содержалось условие о пересмотре ставки платы. По нему в случае изменения среднесуточного числа поданных и убранных вагонов на пути необщего пользования по итогам работы за предыдущий год или изменения количества владельцев, одновременно использующих железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие ОАО «РЖД», а также изменения размера ставки договорного сбора ОАО «РЖД» автоматически пересматривает плату за пользование железнодорожными путями необщего пользования. О таком пересмотре оно должно уведомить ООО «Втормет-Северный» в письменном виде.
Так и произошло 22 января 2021 года: ОАО «РЖД» установило ставку ежесуточной платы за пользование путём необщего пользования в размере 4574,8 руб. в сутки (по сравнению с установленной годом ранее ставкой 463,24 руб.).
Контрагент с этим не согласился и обратился в Красноярское УФАС.
По его мнению, ставка платы была увеличена необоснованно: ОАО «РЖД» не вправе самостоятельно устанавливать плату за пользование принадлежащими ему путями необщего пользования.
Это, по мнению ООО «Втормет-Северный», был вправе делать только орган государственного регулирования – ФАС России.
Красноярское УФАС 6 апреля 2021 года возбудило дело по признакам нарушения ОАО «РЖД» пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» (нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования), а 10 ноября 2021 года признало компанию нарушившей антимонопольное законодательство и выдало предписание об устранении нарушения.
По мнению антимонопольного органа, нарушение законодательства выразилось в бездействии ОАО «РЖД» по обращению в регулирующий орган (ФАС России) с предложением об установлении тарифа на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД», в установленном порядке с приложением всех необходимых документов иматериалов, предусмотренных  приложением № 2 к Приказу ФСТ России от 19 августа 2011 года № 506-т «Об утверждении порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также перечня документов, представляемых для их установления (изменения)».

СУД
ОАО «РЖД» обжаловало решение и предписание УФАС в суд.

Защиту интересов компании обеспечивала юридическая служба Красноярской железной дороги при методической поддержке Правового департамента.

Данная работа оказалась успешной. Аргументы компании нашли отражение в решении Арбитражного суда Красноярского края, признавшего 22 августа 2022 года решение и предписание антимонопольного органа недействительными.

Чтобы доказать, что компания не действует в обход закона, её представители предъявили суду письма в адрес ФАС России. Из них следовало, что начиная с февраля 2016 года ОАО «РЖД» обращалось за установлением тарифа. Для этого оно направляло расчёты ставок сборов за подачу и уборку вагонов, а также за пользование железнодорожными путями необщего пользования, выполненные в том числе на основании результатов обследования показателей работы на железнодорожных путях необщего пользования 16 железных дорог. Также направлялась информация о доходах и расходах за 2014–2015 годы за оказание услуг, связанных с подачей и уборкой вагонов, о типичных расстояниях подачи или уборки вагонов, о количестве весового оборудования на железнодорожных путях необщего пользования и иная информация, запрошенная ФАС России.
Последнее подобное обращение ОАО «РЖД» отправило в ФАС России в декабре 2021 года, то есть за месяц до введения спорного тарифа.
В общей сложности таких обращений было 19 штук, однако ФАС России так и не приняла решение об установлении тарифа.
С учётом этого суд сделал вывод, что бездействие по обращению в регулирующий орган (ФАС России) с предложением об установлении тарифа со стороны ОАО «РЖД» отсутствует.
Данное решение «устояло» во второй инстанции: 2 ноября 2022 года постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Красноярского края было оставлено без изменения.

Решение является важным ориентиром для выстраивания правовой позиции компании в аналогичных ситуациях. Причём наиболее существенно даже не то, что непосредственно написано в судебном акте, а общий вывод о праве ОАО «РЖД» определять тарифы на свои услуги, если их установление не возложено на государственный орган. Несмотря на то что суд в обоснование своих выводов опёрся на наличие безуспешных обращений компании в ФАС, фактически он признал, что тариф, самостоятельно введённый компанией, является легитимным. Данный вывод можно и нужно использовать при защите прав ОАО «РЖД».

https://gudok.ru/

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner