03 февраля 2023

Зимние риски

Каждый год транспортно-логистический рынок сталкивается с влиянием погодных условий на физические свойства перевозимых товаров. Смерзаемость и застывание грузов по-прежнему ощутимым образом сказываются на работе отрасли и финансовых показателях операторских компаний. Участники рынка отмечают необходимость развития способов профилактики смерзаемости в зимний период.

Наибольшему воздействию погодных условий подвержены смерзаемые и застывающие грузы – перевозимые насыпью и тёмные нефтепродукты. К первым относятся уголь, железная руда, щебень, песок и глина. Застывающие грузы – это мазут, некоторые виды топлива (газотурбинные и моторные), нефтяные масла, вакуумные газойли, гудрон, битум, смолы и гач (побочный продукт переработки нефти). Все они подвержены загустеванию из-за своей вязкости. Так, самые распространённые марки мазута застывают уже при 10 градусах, а высоковязкие сорта застывают и при 25 градусах.

Ответственность сторон
Проводить профилактику смерзаемости, согласно действующему порядку, обязаны грузополучатели и грузоотправители, сообщил «Гудку» первый заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Сергей Колесников. Речь идёт о ремонте установок для насыпных грузов и кузовов вагонов, а также механизмов и устройств для восстановления сыпучести смёрзшихся грузов в пунктах выгрузки.
«Профилактические меры и средства против смерзания грузов определяются грузоотправителем по согласованию с грузополучателем этих грузов», – отметил он.

При этом в типовом договоре прописывается ответственность грузоотправителя за нарушение сроков нахождения вагонов под погрузкой и выгрузкой грузов, за неудовлетворительную очистку вагонов от остатков смёрзшихся грузов и сохранность подвижного состава, уточнили в компании «Модум-транс».

В Группе «Дело» рассказали, что при обнаружении смерзаемости груза сразу же составляются соответствующие акты с внесением информации в АС «ЭТРАН», которые затем направляются грузоотправителю.

Профилактика в зимний период
Существует множество способов защиты от смерзания. Самым распространённым видом профилактики является многократная пересыпка перед погрузкой, что обеспечивает сохранность сыпучести материала на всём пути следования. Кроме того, используется пересыпка груза инертным веществом, не вступающим в реакцию с основным материалом и не влияющим на его качество (гашёная измельчённая известь, древесные опилки, кварцевый песок и другие).

Второй вид защиты от смерзания – предварительная просушка материала до оптимальной влажности. Некоторые грузоотправители обрызгивают груз, а также стенки и полы вагонов и платформ минеральными маслами или специальными растворами, такими как ниогрин, северин, раствор хлорида натрия.

В ход идут и такие дорогостоящие методы, как брикетирование и агломерация (придание материалу формы шариков), это позволяет довести коэффициент смерзаемости до допустимого уровня.

Тем не менее операторские компании отмечают наличие проблемы смерзаемости грузов каждый год. Например, в межсезонные периоды (ноябрь – декабрь и март – апрель) 5–10% угля в вагоне регулярно поступает на Усть-Лужский контейнерный терминал Группы компаний «Дело» в смёрзшемся состоянии. При этом грузоотправители сообщают о своевременном выполнении профилактических мер, подчеркнули в пресс-службе «Дела».

Цистерны с тёмными нефтепродуктами прогревают паром непосредственно перед погрузкой в порту. Ускорить процесс слива цистерн можно, используя так называемую паровую рубашку – ёмкость в дне котла цистерны. Застывший мазут можно разогреть с помощью подлива горячего топлива, однако этот вариант является более дорогостоящим и долгим по времени. Кроме того, в некоторых портах практикуют метод электроиндукционного разогрева и вибрационного разжижения наливных грузов.

По словам руководителя железнодорожными грузовыми перевозками Railgo Дмитрия Ратушного, перевозка вязких нефтепродуктов в вагонах, оборудованных системой разогрева, могла бы предотвратить застывание. Если же возможности постановки данных вагонов нет, то нужно исключить задержку составов на промежуточных станциях (для сохранения температуры продукта выше температуры застывания). Проблема действительно актуальна, считает Дмитрий Ратушный. «В среднем в зимний период время под выгрузку вязких нефтепродуктов увеличивается вдвое, с 4 до 8 часов», – отметил он.

https://gudok.ru/

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner