НОВОСТИ
12 января 2023

С целью реализации основных тенденций скоростного движения

О стандартизации инновационных требований к грузовому вагоностроению и тяге.

Одним из итогов деятельности по стандартизации железнодорожного подвижного состава в 2022 году является разработка стандартов, обеспечивающих поэтапный переход к использованию отечественных инновационных грузовых вагонов и локомотивов с улучшенными технико-экономическими характеристиками, в том числе отвечающих передовым экологическим требованиям. Данные работы осуществлялись в рамках технического комитета по стандартизации ТК 045 «Железнодорожный транспорт» во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина Министерством транспорта Российской Федерации.

Перечень стандартов, определенных Минтрансом России совместно с производителями подвижного состава как необходимые для внедрения инноваций на железнодорожном транспорте и в первую очередь для повышения эффективности мероприятий по увеличению пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей на территориях Сибирского и Дальневосточного федеральных округов включает в себя разработку 17 документов по стандартизации. Из них – 10 утверждены Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в 2022 году. Разработка оставшихся семи стандартов должна завершиться в 2023-2024 г.г.

Ключевым стандартом, разработанным в рамках данных работ, является ГОСТ Р 70581-2022 «Инновационный железнодорожный подвижной состав. Критерии инновационности и порядок разработки». Настоящий национальный стандарт разработан Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства – филиалом ОАО «РЖД» (ПКБ ЦТ ОАО «РЖД»), вводится в действие впервые 1 июля 2023 г. и распространяется на инновационный железнодорожный подвижной состав, разрабатываемый для обращения на железнодорожных путях общего и необщего пользования.

Стандарт относит к инновационному железнодорожный подвижной состав, который обладает повышенными потребительскими качествами, технические характеристики, либо технология изготовления или предполагаемое использование которого являются принципиально новыми или существенно отличаются от характеристик, технологии изготовления или использования уже производимого железнодорожного подвижного состава.
В стандарте установлены единые универсальные критерии, а также признаки, характеризующие данные критерии с целью создания «прозрачной» процедуры отнесения железнодорожного подвижного состава к категории инновационного.

Критериями отнесения железнодорожного подвижного состава к инновационному являются:

- соответствие железнодорожного подвижного состава приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации;

- научно-техническая новизна;

- наукоемкость;

- экономическая эффективность применения.

Необходимость доказательства соответствия выпускаемой продукции тому или иному критерию мотивирует производителей:

- обеспечивать технический уровень разрабатываемого железнодорожного подвижного состава выше достигнутого уровня для подвижного состава того же вида, произведенного ранее;

- разрабатывать проекты железнодорожного подвижного состава, не имеющие аналогов, а также с целью расширения или специализации сферы его применения базового железнодорожного подвижного состава;

- использовать при производстве железнодорожного подвижного состава новых технологических процессов и технологий;

- искать решения, которые позволяют снижать совокупную стоимость владения железнодорожным подвижным составом, относимого к инновационному, по отношению к совокупной стоимости владения железнодорожным подвижным составом, ранее применявшимся;

- определять экономический эффект от эксплуатации моделей грузовых вагонов с улучшенными техническими характеристиками и т.д.

Порядок разработки инновационного железнодорожного подвижного состава, установленный в новом стандарте, дополняет и уточняет правила и процедуры, регламентированные в ГОСТ 15.902-2014 «Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство».

Два других стандарта, разработанных в рамках перечня работ Минтранса России – это стандарты общих технических условий на вагоны-платформы четырех- и шестиосные и тележки с буксовым рессорным подвешиванием трехосные грузовых вагоновГОСТ Р 70463-2022 и ГОСТ Р 70464-2022 разработаны Научно-исследовательским и конструкторско-технологическим институтом подвижного состава (АО «ВНИКТИ»), вводятся в действие впервые 1 мая 2023 года.

ГОСТ Р 70463-2022 распространяется на четырех- и шестиосные специализированные вагоны-платформы, предназначенные для перевозки контейнеров по железнодорожным путям общего и необщего пользования колеи 1520 мм с конструкционной скоростью свыше 120 км/ч до 140 км/ч включительно.

Стандарт определяет специализированную вагон-платформу как вагон, предназначенный для перевозки отдельных видов грузов и (или) группы грузов, близких по своим свойствам, для которых установлены отдельные требования к условиям перевозки, погрузки и выгрузки, и имеющий специализированную конструкцию и (или) специализированные устройства.

В ГОСТ Р 70463-2022 установлены технические требования (требования к конструкции, требования к прочности, динамическим качествам и воздействию на путь, требования к материалам, комплектующим, требования надежности, требования к комплектности, требования к маркировке), требования охраны труда и окружающей среды, правила приемки, методы контроля, положения по транспортированию и хранению, указания по эксплуатации и утилизации, гарантии изготовителя платформ.

ГОСТ Р 70464-2022 распространяется на трехосные тележки с буксовым рессорным подвешиванием грузовых вагонов с конструкционной скоростью свыше 120 до 140 км/ч включительно, предназначенных для обращения на железнодорожных путях общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм.

Тележки, согласно стандарту, классифицируют в зависимости от конструкционной скорости вагонов, для которых они предназначены, и максимальной расчетной статической нагрузки от колесной пары вагона на рельсы.

В ГОСТ Р 70464-2022 установлены технические требования (показатели назначения, конструктивные требования, требования к тормозному оборудованию, требования надежности и назначенные показатели долговечности, требования к материалам и покрытиям, требования безопасности, комплектность, маркировка), правила приемки, методы контроля и испытаний, положения по транспортированию и хранению, указания по эксплуатации, ремонту и утилизации, гарантии изготовителя тележек.

Разработка ГОСТ Р 70463-2022 и ГОСТ Р 70464-2022 выполнена также с целью реализации основных тенденций развития скоростного движения в грузовых перевозках, в том числе в части сокращения времени перевозки контейнеров и грузов железнодорожным транспортом.

Семь документов по стандартизации из перечня Минтранса России разработаны Всесоюзным научно-исследовательским центром транспортных технологий (ООО «ВНИЦТТ»).

Среди них – Изменение № 2 ГОСТ 9246-2013 «Тележки двухосные трехэлементные грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия», которое вступило в силу 1 декабря 2022 г.

Разработка изменения данного стандарта связана с необходимостью приведения в соответствие ряда его требований положениям разработанных и принятых стандартов на составные части тележек грузовых вагонов, стандартов на требования и методы испытаний вагонов на прочность и динамические качества.

Кроме того, уточнен и актуализирован ряд терминологических статей, включены в стандарт требования по контролю запаса прогиба рессорного подвешивания двухосных трехэлементных тележек грузовых вагонов.
Эффект от принятия Изменения №2 ГОСТ 9246-2013 на железнодорожном транспорте выражается через повышение уровня безопасности движения, технических требований и эксплуатационных характеристик подвижного состава.

С 1 февраля 2023 г. вводится в действие Изменение № 1 ГОСТ 33211-2014 «Вагоны грузовые. Требования к прочности и динамическим качествам».

Изменение данного стандарта включает в него расчетные режимы для оценки напряженно-деформированного состояния пружин рессорного подвешивания тележек грузовых вагонов. Скорректировано значение предела выносливости базового материала (листа, проката) для сварных составных частей несущих конструкций с учетом последних рекомендаций Международного института сварки.

Добавлены критерии оценки собственных частот колебаний конструкций, уточнены существующие требования по оценке прочности и устойчивости, внесены корректировки в Метод расчета относительного вертикального перемещения автосцепок при проходе сцепом вагонов переломов профиля (приложение Г ГОСТ 33211-2014). В стандарт включены новые рекомендуемое приложение Е с расчетом пружин рессорного подвешивания на прочность и обязательное приложение Ж с режимами проверки и требованиями к прочности фитинговых упоров вагонов-платформ при боковом опрокидывании контейнеров с учетом расчетных нагрузок соответствующих скорости ветра 40 м/с.

Проведена работа по обновлению пяти ранее действующих стандартов на различные типы грузовых вагонов. Все они вводятся в действие 1 июня 2024 г. с правом досрочного применения.

Актуализация базы стандартов способствует повышению технического уровня, эксплуатационных характеристик и безопасности движения подвижного состава. В разработанных стандартах сняты ограничения на совершенствование технико-экономических характеристик вагонов, гармонизированы требования безопасности и воздействия на инфраструктуру.

Взамен ГОСТ 26725-97 разработан ГОСТ 26725-2022 «Полувагоны. Общие технические условия». Настоящий стандарт распространяется на универсальные и специализированные полувагоны, предназначенные для перевозки насыпных, перевозимых навалом, штабельных, штучных грузов, колесной техники и других грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков, по железнодорожным путям общего и необщего пользования.

В стандарт заложены современные, инновационные технические решения для проектирования и производства полувагонов:

- требования распространяются на полувагоны с различными тележками, применение которых предусматривает повышение осевой нагрузки тележек до 25 тс и более;

- максимальная расчётная статическая осевая нагрузка (тс) устанавливается в зависимости от используемого типа тележки;

- вместо одного базового исполнения новый стандарт предполагает создание полувагонов с техническими характеристиками на усмотрение заказчика/разработчика;

- исключены ограничения на применяемые в конструкции материалы;

- отдельно установлена возможность оборудования вагона по требованию заказчика средствами цифровизации и т.д.

Осуществлен пересмотр ГОСТ 10935-2019 «Вагоны грузовые крытые. Общие технические условия». Новый межгосударственный стандарт ГОСТ 10935-2022 распространяется на универсальные крытые грузовые вагоны, предназначенные для перевозки штучных, тарно-штучных, пакетированных, перевозимых навалом, насыпью и других грузов, требующих защиты от атмосферных осадков, по железнодорожным путям общего и необщего пользования.

Стандарт обновлен с целью отражения в нем современного уровня развития технических требований к крытым грузовым вагонам, в том числе:

- установлена возможность использования при производстве вагонов различных типов тележек, что позволит увеличить осевую нагрузку до 25 тс и более, а также конструкционную скорость;

- предусмотрен вариант перевозки грузов навалом и насыпью;

- исключены ограничения на конструкцию крытых грузовых вагонов и применяемых в конструкции материалов;

- установлены обязательные требования к поручням, подножкам, лестницам и помостам;

- регламентирован рекомендуемый минимальный перечень контролируемых технических требований для приемочных и квалификационных испытаний, а также для приемо-сдаточных и периодических испытаний и т.д.

Взамен ГОСТ 26686-96 разработан ГОСТ 26686-2022 «Вагоны-платформы. Общие технические условия». Настоящий стандарт распространяется на универсальные и специализированные вагоны-платформы, предназначенные для перевозки контейнеров, колесной и гусеничной техники, контрейлеров, механических транспортных средств и прицепов к ним, лесных, длинномерных, штучных, насыпных грузов и других грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков, по железнодорожным путям общего и необщего пользования.
В положениях нового стандарта учтены все последние технические решения и инновации, которые были наработаны за последние 25 лет, пока действовала предыдущая редакция настоящего стандарта.

В целях обеспечения безопасности эксплуатации вагонов платформ в стандарте установлена необходимость проверки предотвращения опрокидывания перевозимых порожних контейнеров из-за комбинации различных нагрузок (в т.ч. ветра).

На основе национального стандарта ГОСТ Р 51659-2000 разработан межгосударственный ГОСТ 10674-2022 «Вагоны-цистерны. Общие технические условия», который в свою очередь заменит ГОСТ 10674-82. Новый стандарт распространяется на вагоны-цистерны, предназначенные для перевозки затвердевающих, жидких, насыпных грузов и сжиженных газов по железнодорожным путям общего и необщего пользования.

Взамен двух стандартов ГОСТ 5973–2009 и ГОСТ 30549–98 разработан единый межгосударственный стандарт ГОСТ 5973-2022 «Вагоны-самосвалы. Общие технические условия». Настоящий стандарт распространяется на вагоны-самосвалы, предназначенные для механизированной разгрузки и для перевозки насыпных и кусковых грузов по железнодорожным путям.

Сравнение основных положений действовавших ранее и новых стандартов приведено в таблице:

1У1 - для районов с умеренным климатом, эксплуатация на открытом воздухе, рабочие значения температуры -45 ... +40 °C, предельные значения -50 ... +45 °C, среднегодовое значение влажности 75% при 15 °C, предельное значение 100% при 25 °C.

2УХЛ1 – для районов с умеренным и холодным климатом, эксплуатация на открытом воздухе, рабочие значения температуры -60 ... +40 °C, предельные значения -70 ... +45 °C, среднегодовое значение влажности 75% при 15 °C, предельное значение 100% при 25 °C.

Все разработанные межгосударственные стандарты направлены на обновление доказательной базы, обеспечивающей исполнение требований технического регламента Евразийского экономического союза ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава».

В ходе публичного обсуждения, а также экспертизы и голосования в ТК 045 / МТК 524 «Железнодорожный транспорт» по каждой редакции проектов указанных стандартов разработчикам были направлены сотни замечаний и предложений от заинтересованных предприятий – будущих пользователей данных стандартов. С целью снятия разногласий и достижения консенсуса по каждому проекту стандарта на площадке Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» неоднократно (не менее 11 раз) проводились согласительные совещания при участии предприятий – производителей, операторов и собственников железнодорожного подвижного состава, а также ОАО «РЖД»АО НК «КТЖ»ГО «БЖД» и др.

В 2023 году разработка стандартов из перечня Минтранса России будет продолжаться. В настоящее время разрабатываются окончательные редакции проектов национальных стандартов ГОСТ Р «Интеллектуальные системы автоматического мониторинга и диагностики грузовых вагонов. Общие технические требования» и ГОСТ Р «Вагоны грузовые. Установление назначенных межремонтных периодов», по результатам последнего рассмотрения в ТК 045 дорабатываются окончательные редакции проектов ГОСТ «Вагоны грузовые сочлененного типа. Общие технические условия» и ГОСТ «Вагоны рефрижераторные автономные. Общие технические условия», проходит голосование по окончательным редакциям в ТК 045 по проекту Изменения № 1 ГОСТ 33754-2016 «Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов автономного тягового и моторвагонного подвижного состава. Нормы и методы определения», в МТК 524 по проекту ГОСТ «Тепловозы магистральные, работающие на сжиженном природном газе. Общие технические требования».

https://opzt.ru/

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner