«Главное – иметь холодный ум»
Александр Тихомиров почти 10 лет возглавляет вагонное ремонтное депо «Черемхово» на Восточно-Сибирской железной дороге – одно из лучших в компании «ОМК Стальной путь».
Именно сюда он, студент Иркутского государственного университета путей сообщения, когда-то пришел на производственную практику.
Александр Евгеньевич, почему вы выбрали профессию железнодорожника?
У меня в семье не было железнодорожников. Я решил поступить в Иркутский университет путей сообщения, потому что к нам в школу приезжали преподаватели этого вуза, и агитировали нас, выпускников. Школу я заканчивал в небольшом городке Свирске, а ближайшее к нам вагонное ремонтное депо находилось в городе Черемхове. Взял направление из этого депо, которое гарантировало мне трудоустройство на предприятии после окончания вуза, – и поступил на перспективную, как нам говорили, специальность «Вагоны и вагонное хозяйство».
Как вы поняли, что эта профессия – ваша?
Настоящее понимание того, какую трудную профессию я выбрал, пришло на третьем курсе, когда из 80 человек с потока нас осталось только 24 У нас был очень строгий заведующий кафедрой – Валентин Георгиевич Мышков. Его я считаю главным учителем в жизни. Именно после экзамена по его предмету нас осталось так мало, но все, кто прошел через такое плотное сито, стали успешными людьми, большинство работают на руководящих должностях.
Вы начали работать еще в студенчестве?
Да, после второго курса пришел на производственную практику в депо «Черемхово», у меня появилась первая запись в трудовой книжке: «Слесарь по ремонту подвижного состава». Потом два лета работал проводником, ездил из Иркутска и в местные рейсы, и в дальние – до Симферополя, Анапы, Адлера. Приобрел отличный навык работы с людьми. На преддипломной практике работал уже бригадиром на колесно-роликовом участке. Писал диплом по теме «Реконструкция колесно-роликового участка вагоноремонтного депо «Черемхово»». Мой диплом полностью воплощен в жизнь. Эффект реконструкции колесно-роликового участка – это увеличение выпуска колесных пар вдвое. Сейчас предприятие может ремонтировать до 500 вагонов.
Как строилась ваша карьера дальше?
Довольно быстро я стал мастером, старшим мастером, заместителем начальника депо по ремонтам. Нас много тогда пришло выпускников Иркутского университета железнодорожного транспорта на работу, между нами возникла здоровая конкуренция за руководящую должность. А в 2009-м меня пригласили на вагоноремонтное предприятие «Новотранс» в соседнем Усольском районе. Это было очень заманчивое предложение. В отличие от депо «Черемхово» 1936 года постройки, то предприятие создавалось с нуля – в цехах еще не были залиты полы, не закуплено оборудование, не сформирован штат сотрудников. Этим я и занялся, став начальником вагоносборочного цеха: отрабатывал технологии, собирал смены, бригады, проводил аттестацию процессов. Первые полгода я буквально ночевал в цехе, да и потом, когда стал заместителем генерального директора по ремонтам, работал по 18–20 часов в сутки.
И все-таки вы снова вернулись в родное депо…
В «Новотрансе» я работал до 2010 года. Ушел оттуда в операторскую компанию «Транс- Ойл», филиал которой находился в Ангарске. Там проработал совсем недолго, меня снова пригласили в депо «Черемхово» – на должность начальника вагоносборочного участка. А спустя два года я стал директором предприятия. Прежний руководитель, Александр Геннадьевич Жилкин, ушел на повышение в Москву – стал заместителем генерального директора в головной организации «Трансвагонмаш». Именно своему предшественнику я во многом обязан тем, что предприятие устойчиво работает.
А сейчас вы возглавляете сразу два вагоноремонтных депо?
Да, депо «Черемхово» и депо «Зима». В «Черемхово» работают 370 человек, а в депо «Зима» – 180 Расстояние между двумя железнодорожными станциями – 120 километров. Два-три раза в неделю я езжу в Зиму. Но сейчас мы себя позиционируем себя на рынке как одно предприятие. У нас есть общие вагонно-колесные мастерские. Благодаря синергии мы способны вести все виды ремонта для подвижного состава, которые востребованы здесь, на Восточно-Сибирской железной дороге.
Какой урок как руководитель вы выучили на всю жизнь?
В самом начале карьеры я допустил излишнюю жалость к работнику, который пришел утром на смену с похмелья. Просто закрыл на это глаза. А это был машинист крана. Прошло два или три месяца – и этот человек напился прямо на рабочем месте, что чуть было не привело к травме стропальщика, который работал с ним в паре. То есть моя мягкость могла привести к трагичным последствиям. Больше стараюсь таких ошибок не допускать.
Назовите качества, которые помогают вам быть успешным руководителем.
Это дипломатичность, строгость и ответственность за порученную работу. Главное для руководителя – всегда иметь холодный ум. С возрастом это понимаешь. Чем ты спокойнее, тем более правильные решения ты примешь. Надо уметь выслушивать людей, воспринимать чужие мнения, анализировать их. Приходилось преодолевать в себе излишнюю импульсивность, жесткость.
Вагонное ремонтное депо часто меняло собственников. Что изменилось, когда предприятие вошло в состав ОМК?
В компанию мы вошли в 2020 году. До этого при мне было еще три собственника, включая РЖД. ОМК – очень сильная компания, чувствуется особый подход. Здесь намного интересней работать, много нововведений, хорошая мотивация, есть ощутимая разница в заработной плате. К охране труда очень серьезное отношение. Мне нравится в этой компании.
Какая из корпоративных компетенций развита у вас лучше всего?
Управление производственными процессами через управление людьми.
Комментарии