НОВОСТИ
06 декабря 2022

Окно возможностей

Максим Киреев, директор по производственной инфраструктуре – главный инженер АО "СГ-транс"

– Какие тенденции 2022 года в сфере перевозок опасных грузов вы могли бы выделить?

– Перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом – наиболее надежный способ транспортировки подобных веществ и материалов. Активно идет процесс контейнеризации опасных грузов – они частично переходят из вагонов-цистерн в танк-контейнеры.

Контейнеры-цистерны хорошо подходят для отправок опасных грузов. При необходимости мы можем провести их переоборудование под перевозку определенной номенклатуры при условии, что конструкция в целом допускает перевозку такого груза. Так, например, в этом году мы переоборудовали в Китае 10 танк-контейнеров для доставки перекиси водорода. Контейнеры еще в пути на выгрузку, но этот опыт уже можно считать полезным.

Также в этом году впервые перевезли винилхлорид в танк-контейнерах, это стало первой в России отправкой данного груза по сети РЖД. Для этого провели модернизацию запорной арматуры.

Но есть ряд сложностей, препятствующих контейнеризации опасных грузов. Первое – это инфраструктура предприятий нефтехимического комплекса РФ. Большинство из них проектировалось с расчетом на использование под перевозки вагонов-цистерн (расстояние между наливными постами соответствует расположению наливных горловин вагонов-цистерн в сцепе). Это усложняет использование контейнеров-цистерн – платформа для них длиннее вагона-цистерны, поэтому позиции наливных постов с горловинами не совпадают. Соответственно, требуется либо проводить дополнительные маневровые работы для постановки танк-контейнера под налив, либо инвестировать в модернизацию эстакад, что не всегда считают приемлемым.

У танк-контейнеров есть огромный потенциал в части мультимодальных перевозок. Такой способ доставки позволяет безопасно перемещать продукцию, исключив перелив с одной емкости в другую, что экономит время и сокращает транспортные издержки. Но для развития мультимодальной логистики нужно создавать условия – развивать транспортно-логистические узлы и контейнерные терминалы.

Комплексный подход позволит оптимизировать маршруты перевозок, задействовать все виды транспорта и осуществлять доставку грузов от двери до двери.

– Какие технологии необходимо внедрить для развития этого сегмента перевозок?

– Есть интересный иностранный опыт, на который стоит обратить внимание. Мировое сообщество реализует перевозку грузов с автоматическим гликолевым подогревом или охлаждением в пути следования. Причем это приемлемо не только для опасных грузов: с охлаждением перевозят, к примеру, концентраты соков и прочие пищевые жидкости. Для операторов, работающих с опасными грузами, это перспективное направление.

Широко обсуждается в России концепция цифрового контейнера. Подобные системы позволяют отслеживать различные параметры, например температуру груза, давление внутри контейнера-цистерны, динамические нагрузки при перевозке, экстремальные и нештатные ситуации и местоположение в конкретный момент времени. Данные системы позволяют оперативно реагировать на изменение условий перевозок и предотвращать аварийные ситуации.

– Наблюдаете ли вы дефицит подвижного состава и если это так, то в чем причина?

– Действительно возникает локальный дефицит по некоторым видам подвижного состава, например цистерн для транспортировки сжиженных углеводородных газов. Это связано с несколькими факторами: изменением направлений транспортировки груза и неустоявшейся технологией логистики, ростом объемов перевозок и плановым выбытием подвижного состава по сроку службы.

Кроме того, сказалось отсутствие парка, заблокированного на территории Украины и других недружественных государств.

– Какие сдерживающие факторы роста объемов отправок опасных грузов требуют особого внимания?

– Основным сдерживающим фактором является отсутствие парка и невозможность его быстрого пополнения.

Есть пробелы в регулировании перевозок опасных грузов. Например, технологически неоправданно, с нашей точки зрения, требование снимать порожние танк-контейнеры перед отправкой фитинговых платформ в текущий отцепочный ремонт (ТОР) с путей необщего пользования станций погрузки/выгрузки. Из-за загруженности станций и площадок хранения средний простой при перегрузе контейнера составляет свыше 15 суток, максимальный – 86 суток. Вдобавок каждая погрузочно-разгрузочная операция ведет к увеличению рисков повреждения фитинговых упоров вагонов и конструкций контейнера-цистерны. Мы предлагаем внести поправки в нормативную документацию, разрешив производить визуальный осмотр фитингового узла при отправке в ТОР без снятия порожнего танк-контейнера. Этот вопрос сейчас поднимаем на отраслевых площадках, в РСПП и ЕЭК.

Также хотелось бы обратить внимание на отсутствие госнадзора за ремонтом и эксплуатацией контейнеров-цистерн после того, как с 1 января 2021 года перестали действовать Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом. Считаем целесообразным подготовить проект новых правил и вынести проект документа на рассмотрение Ростехнадзора для принятия отдельным нормативным правовым актом.

Также нужно вернуться к вопросу о создании отраслевого стандарта обслуживания и ремонта танк-контейнеров, чтобы унифицировать требования.

https://gudok.ru/

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner