НОВОСТИ
06 декабря 2022

Безопасная доставка

Железнодорожный транспорт обладает целым рядом возможностей и преимуществ для перевозки опасных грузов

На долю перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом приходится порядка 30% от общего объема перевозок. Для обеспечения роста таких отправок операторы совершенствуют технологические процессы, а производители подвижного состава разрабатывают новые модели продукции. С учетом необходимости сохранности опасных грузов ОАО "РЖД" совместно с профильным ведомством актуализирует правила их перевозок. По информации Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" (ЦФТО), к опасным грузам относятся вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц.

"По физико-химическим свойствам и видам опасности при перевозке опасные грузы подразделяются на девять классов опасности: взрывчатые вещества и изделия, газы, легковоспламеняющиеся жидкости, легковоспламеняющиеся твердые вещества, органические пероксиды, окисляющие, ядовитые, инфекционные, едкие вещества, а также прочие опасные вещества", – рассказал "Гудку" начальник управления коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ЦФТО ОАО "РЖД" Сергей Шадрин. Наиболее массовыми опасными грузами, предъявляемыми к перевозке, являются грузы, представляющие собой традиционные источники энергии, такие как нефть, нефтепродукты, углеводородное топливо, сжиженные углеводороды, а также метанол и сельскохозяйственные удобрения.

Большие объемы по низкой цене

Рынок железнодорожных перевозок опасных грузов представлен несколькими операторами, среди которых АО "РЖД Логистика" (РЖДЛ), "Инфотек-Балтика М" и АО "СГ-транс". Например, филиал РЖДЛ в Нижнем Новгороде работает с опасными грузами в особой экономической зоне (ОЭЗ) "Алабуга". Преимущественно это органические кислоты – тебуканазол технический, сульдонол, диметил формамид. У филиала есть лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. "Данная лицензия дает нам возможность выступать грузополучателем и организовывать работы по съему контейнеров с опасными грузами с платформы, погрузке на автомобиль и доставке до места назначения на территории ОЭЗ, – сообщил директор филиала РЖДЛ в Нижнем Новгороде Андрей Русских. – В этой связи важно отметить, что железнодорожный и автомобильный транспорт во многих отношениях эффективно дополняет друг друга, позволяя выполнять многие проекты "под ключ" и доставлять груз непосредственно до завода".

Однако в целом участники рынка отмечают сохранение конкуренции между железнодорожным и автомобильным способами доставки. При этом железнодорожный транспорт обладает целым рядом возможностей и преимуществ для перевозки опасных грузов, которых нет у других транспортных средств.

Генеральный директор "Инфотек-Балтика М" Валерий Куренной сообщил, что в большинстве случаев доставка по железной дороге дешевле, чем на автомобиле. Исключением могут быть только отправки на короткие расстояния. "Другим достоинством железнодорожного транспорта является наиболее высокий уровень безопасности, обеспечивающий сохранность груза. Кроме того, железнодорожным составом можно перевезти значительный объем продукции, в отличие от автомобильного транспорта", – считает он. Тара без конкуренции

По данным "Инфотек-Балтика М", в танк-контейнерах перевозятся опасные грузы с 2.2 (невоспламеняющиеся неядовитые нетоксичные газы) по 9-й (прочие опасные вещества и изделия) класс. Конкуренцию им составляют лишь железнодорожные и автомобильные цистерны, но у танк-контейнеров есть ряд преимуществ. Он является наиболее безопасным и к тому же универсальным оборудованием для перевозки жидкой химии. В отличие от специализированных цистерн, в универсальном танк-контейнере можно перевозить больше полутора сотен номенклатур грузов.

"Танк-контейнеры выгодно использовать для перевозки малотоннажных грузов небольшими объемами, так как разрабатывать под них специализированные цистерны экономически неэффективно", – отметил Валерий Куренной. По словам эксперта, основным барьером в переходе на использование танк-контейнеров является неготовность инфраструктуры отдельных отправителей и получателей, которая изначально спроектирована на прием под налив и выгрузку цистерн.

Тем не менее очевидные экономические и логистические преимущества контейнерных отправок, а также эффективные и недорогие решения по дооборудованию эстакад слива или налива обеспечивают танк-контейнерному сегменту ежегодный прирост грузовой базы за счет новых отправителей. Новый вектор

Операторское сообщество отмечает, что пятый пакет санкций оказал негативное влияние на рынок перевозок в танк-контейнерах, поскольку под частичный или полный запрет попали экспорт и импорт химической продукции. Данный пакет предусматривает и запрет на пересечение границ Европейского союза российскими перевозчиками. На фоне этого экспортные отправки наливной химии в танк-контейнерах во II полугодии 2022 года сократились примерно в два раза по сравнению с прошлым годом. Одновременно изменились маршруты. Так, растут объемы перевозок грузов в направлении Средней Азии, Турции, Ближнего Востока, а также стран СНГ. "Поставки в ЕС осуществлялись на относительно коротком плече по сравнению с азиатскими направлениями, поэтому сейчас длительность перевозок увеличилась, контейнеры больше находятся в пути, что балансирует рынок", – добавил Валерий Куренной. Переориентация грузовых потоков с запада на юг и восток отразилась и на структуре заказов подвижного состава. По словам заместителя генерального директора по сбыту "РМ Рейл" Александра Куликова, в компании увеличился спрос на парк вагонов под перевозку аммиака, сжиженных углеводородных газов, нефтепродуктов и на вагоны-хопперы для перевозки минеральных удобрений (подробнее об этом – "Гудок" № 197 от 25.10.2022).

Сохранность превыше всего

Для повышения безопасности в пути следования, снижения количества инцидентов и увеличения объемов отправок опасных грузов ОАО "РЖД" совместно с Министерством транспорта РФ проводит работу по актуализации правил их перевозок. Последние изменения и дополнения в правила утверждены 75-м заседанием Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества и вступили в силу с 1 января 2022 года. "Изменения в правила направлены на повышение ответственности грузоотправителей за подготовку вагонов для перевозки опасных грузов, расширение номенклатуры перевозимых грузов, гармонизацию требований с международными регламентами, разработку более экологичных условий перевозок грузов", – отметил Сергей Шадрин.

По словам директора филиала РЖДЛ в Новосибирске Алексея Мальцева, новые правила не вызвали никаких сложностей в работе. Сохранность груза зависит от всех участников перевозочного процесса, в связи с чем операторы также принимают ряд мер в этом направлении.

Так, "Инфотек-Балтика М" совместно с клиентами регулярно проводит технологический аудит процессов на площадках погрузки/слива опасных грузов, по результатам которых актуализируются технологические процессы для повышения безопасности.

"Безопасность во многом зависит и от качества подвижного состава, который требует регулярного технического обслуживания, – считает Валерий Куренной. – Для обеспечения максимального контроля за этими важнейшими процессами мы развиваем собственную производственную площадку в Омске, где осуществляем полный комплекс обслуживания танк-контейнеров собственными силами по корпоративным стандартам нашей компании, которые являются более строгими относительно рынка".

Потенциал роста

Согласно указам президента РФ, перед ОАО "РЖД" поставлены задачи по привлечению на железную дорогу различных видов грузов, в том числе и опасных. "Появление принципиально новых научных технологий, в частности, в сфере радикальной трансформации энергетических рынков создает предпосылки появления новых грузов. Это синтетические и биоэнергетические виды моторных топлив (биоэтанол, биодизель), новые виды топливных элементов, в том числе литий-ионных, водородных, фосфорно-кислотных", – отметил Сергей Шадрин.

Кроме того, в настоящее время формируется рынок малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, в том числе поверхностно-активные вещества, клеи, герметики (нефтеполимерные и синтетические смолы), химические катализаторы, инициаторы, ингибиторы, химические средства защиты растений, пластики и каучуки специального назначения, присадки к топливам и смазочным материалам.

https://gudok.ru/

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner