НОВОСТИ
10 ноября 2022

Тарифы ОАО РЖД вырастут на 10%

ФАС планирует проиндексировать грузовые железнодорожные тарифы ОАО РЖД на 10% — базовые 8% плюс уже действующая на 2023 год надбавка на капремонт в 2%. Суммарно это даст монополии порядка 180 млрд руб. При этом ФАС также предлагает продлить отмену коэффициентов за дальность для экспортного угля до конца 2023 года и на 50% увеличить тариф на перевозку на экспорт на дальние расстояния руд и железорудных концентратов.

ФАС сегодня опубликовала проект приказа об индексации железнодорожных тарифов ОАО РЖД. Согласно документу, в 2023 году она составит 8% (с учетом дополнительных 2% индексации в виде надбавки на капремонт, утвержденной в прошлом году,— 10%). В 2024 году этот показатель составит 7,1% (с надбавкой — 9,1%), в 2025-м — 4,6%. Приказом продлевается надбавка на капремонт, которая составит в 2024 году в общей сложности 7%, на 2025 год — в таком же объеме.

«Ъ» писал о том, что ОАО РЖД просило проиндексировать грузовые тарифы на 2023 год на 9,8% (см. «Ъ» от 14 сентября). Позднее в прогнозе социально-экономического развития РФ было отражено уже число 10%.

Также, согласно приказу, на год продлевается отмена льготных коэффициентов на перевозку угля на экспорт. Напомним, что при промежуточной индексации тарифов с 1 июня 2022 года на 11% были отменены понижающие коэффициенты на перевозку угля, а именно 0,4 за дальность и 0,895 — для перевозок энергетического угля на экспорт. Сначала это было временной мерой до 31 августа, потом — продлено до конца года (см. «Ъ» от 29 мая и 8 сентября), а сейчас закрепляется на весь 2023 год. За счет этой меры ОАО РЖД планировало собрать в 2023 году дополнительные доходы в 49,7 млрд руб.

Также в приказе сообщается об отмене коэффициентов за дальность для другого вида грузов — руд и железорудных концентратов. В пояснительной записке говорится об отмене коэффициента в 0,865 на перевозку этих грузов на экспорт на расстояние свыше 5 тыс. км в направлении пограничных станций и установлении коэффициента 1,3.

В ОАО РЖД комментариев по документу не дали. «Предлагаемая индексация грузового железнодорожного тарифа позволит сбалансировать финансовый план ОАО РЖД и обеспечить исполнение инвестиционной программы холдинга за счет направления средств на важнейшие инфраструктурные проекты, в частности, на развитие Восточного полигона,— сообщили в Минтрансе.— Данное решение также поможет обеспечить приобретение локомотивов у российских предприятий транспортного машиностроения». В совокупности, добавляют в министерстве, все это позволит сформировать заказ для смежных отраслей российской экономики, что, в свою очередь, гарантирует сохранение рабочих мест в этих отраслях.

Первый вице-президент Центра стратегических разработок, председатель общественного совета при Минтрансе Татьяна Горовая отмечает, что экономические и внешнеполитические события, произошедшие в 2022 году, привели к диверсификации направлений грузовых железнодорожных перевозок, «что негативным образом отразилось на возможностях финансирования реализации мероприятий инвестиционной программы ОАО РЖД». Она отмечает снижение погрузки, в том числе высокодоходных грузов, и говорит о растущей роли Восточного полигона: если в 2021 году на его долю приходилось 19,9% перевозок, «то по данным на 1 октября 2022 года, рассматриваемый показатель составляет 21,1%».

По мнению госпожи Горовой, инструменты финансирования инвестиционной программы ОАО РЖД могут быть разными: «дополнительная индексация, введение инвестиционной надбавки, новая модель тарифного регулирования с разделением на приоритетные направления, государственная субсидия и т. д.», но «в любом из этих механизмов бремя финансирования ляжет на грузоотправителя либо в виде увеличения транспортных расходов, либо в виде роста налоговых отчислений в государственный бюджет».

КОММЕРСАНТ

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner