18 октября 2022

На страже абсолютного стандарта

Четверть века назад, 16 октября 1997 года, Министерство путей сообщения РФ выпустило указание № 257У «О создании руководящих органов Системы сертификации на железнодорожном транспорте». Эта дата считается днём основания государственного учреждения «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» (ГУ «РС ФЖТ», а позже ФБУ «РС ФЖТ»). О том, как развивалась система независимой сертификации, её вкладе в реформирование железнодорожной отрасли и о будущих перспективах «Гудку» рассказал руководитель Регистра Александр Комиссаров.

– Александр Фёдорович, какие проблемы с сертификацией были в железнодорожной отрасли 25 лет назад и как создание РС ФЖТ помогло их решить?
– Советская система оценки соответствия и обеспечения безопасности железнодорожного транспорта была действительно системной и достоверно оценивающей безопасность. Но вместе с тем ей были присущи, скажем так, определённая неповоротливость и высокая степень бюрократизма.
Техника постоянно развивалась, выпускаемая продукция всё усложнялась, что привело в итоге в позднем СССР к большому количеству техногенных проблем, которые вылились в трагические железнодорожные катастрофы. Все сотрудники отрасли, да и не только они, помнят Каменскую, Арзамас, Уфу, Ярославль, Екатеринбург. Поэтому уже тогда последовали первые обсуждения по реформированию системы технического регулирования. Производству требовалась более гибкая система без ярко выраженных недостатков, которые довлели над промышленностью. Также была необходима и независимая оценка выпускаемой продукции третьей стороной.
На первый план должна была выйти задача повышения оперативности контроля безопасности во всей огромной экономике. Уже тогда рассматривалась возможность применяемого за рубежом института децентрализованной независимой сертификации.
В 1991 году на базе реформируемого Российского республиканского управления Росстандарта СССР был образован Госкомитет РСФСР по стандартизации, метрологии и сертификации при президенте РФ. В Совет по сертификации при Госстандарте был делегирован и представитель железнодорожной отрасли Владимир Матюшин, тогда работавший заместителем генерального директора ВНИИЖТа. И с того времени шесть лет велась подготовка к переходу на новые механизмы контроля.
Итогом этой большой работы и стало издание указания МПС № 257У от 16 октября 1997 года.
Основной проблемой в первые годы было отсутствие нормативной базы, которая определяла бы набор сертификационных показателей, оцениваемых при сертификации продукции. На этом и были сосредоточены главные усилия. И Регистр эффективно решил эту проблему при всей колоссальности по масштабу железнодорожной отрасли России. В период с 1998 по 2003 год по поручению ГУ «РС ФЖТ» ВНИИЖТ и ВНИКТИ разработали нормативные документы под названием «Нормы безопасности». Их было около 150. Они распространялись как на элементы инфраструктуры, так и на подвижной состав и его запасные части. При отсутствии методов испытаний на некоторые виды продукции «Нормы безопасности» были дополнены методами испытаний на каждый сертификационный показатель. В эти сложные годы Регистр не только сохранил, но и нарастил уровень безопасности и устойчивости работы российских железных дорог. «Нормы безопасности» были основными нормативными документами, которые использовались при сертификации продукции до разработки и выхода в свет Технических регламентов Таможенного союза в 2014 году.

– В каких крупных железнодорожных проектах участвовало ФБУ «РС ФТЖ»?
– За 25 лет Регистр сертификации реализовал ряд крупных проектов по сертификации, которые олицетворяют собой высокий уровень технического развития российских железных дорог. В 2010-е годы, когда началась реализация Стратегии развития железнодорожного транспорта и наши предприятия начали активное сотрудничество с иностранными компаниями, ФБУ «РС ФЖТ» выступило интегратором научно-технической кооперации высококвалифицированных институтов и испытательных центров, осуществившей обязательное подтверждение соответствия высокоскоростных электропоездов производства крупнейшего международного концерна Siemens Aktiengesellschaft (Германия). Проекты Velaro RUS («Сапсан») – для высокоскоростного пассажирского сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом и Desiro RUS («Ласточка») – для обеспечения транспортной системы во время Олимпиады-2014 в Сочи прошли сертификацию чётко и в установленные сроки.
Это вагоны локомотивной тяги с системой наклона кузова и изменения ширины колеи производства компании Talgo для эксплуатации в составе поездов «Стриж» сообщением Москва – Нижний Новгород и Москва – Берлин, двухэтажные вагоны для междугороднего сообщения Тверского вагоностроительного завода, двухсистемный пассажирский электровоз ЭП20, двухуровневые электропоезда ЭШ2 KISS RUS (аэроэкспрессы), электропоезда с асинхронным тяговым приводом типа ЭГЭ серии ЭС2Г («Ласточка»).
В 2020 году получили сертификаты соответствия и вышли на рынок несколько новых моделей подвижного состава: электровозы 2ЭС5С и 3ЭС5С, маневровые тепловозы ТЭМ14М, ТЭМ10, ТГМК2, рельсовые автобусы РА3, ряд новых моделей грузовых вагонов.
Сегодня Регистр участвует в рабочей группе по беспилотному движению в НП «Организация производителей железнодорожной техники». Скоро в кабине «Ласточки» не будет машиниста, ею будут управлять удалённо. Конструкторская документация, техническое исполнение, технологии и система эксплуатации состава в таком варианте должны быть безупречными. Рабочая группа разрабатывает предстандарты для этого проекта. Они станут основой для будущих нормативных требований.

– Какое место занимает Регистр в системе органов сертификации в России? Какие структуры входят в его состав?
– Сегодня ФБУ «РС ФЖТ» – это крупнейший признанный в России и за рубежом российский орган по сертификации продукции, услуг, систем менеджмента качества и производств, выдающий около 80–85% всех сертификатов железнодорожного транспорта в России и на территории Евразийского экономического союза. Мы – независимый отраслевой арбитр, отвечающий за подтверждение соответствия продукции, услуг, производств по ремонту, систем менеджмента качества требованиям технических регламентов, документов по стандартизации, системы добровольной сертификации, условий договоров.
В настоящее время в учреждении трудятся 192 человека. На базе Регистра созданы, аккредитованы в национальной системе аккредитации РФ и включены в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза орган по сертификации на железнодорожном транспорте – ОС ЖТ и испытательный центр – ИЦ РС ФЖТ. Оба подразделения имеют свой аттестат аккредитации и свою область аккредитации.
В России есть семь подобных Регистру организаций. ФБУ «РС ФЖТ» отличает опыт, добытый безупречной работой экспертов, некабинетный авторитет беспристрастного арбитра и наличие собственного аккредитованного испытательного центра. Учреждение занимает на рынке долю около 80–85%. При этом экономика Регистра не зависит от государства.

– Каждое предприятие, а особенно такое, как ваше, – это в первую очередь люди, трудовой коллектив. Кто работает в Регистре и как поддерживаются необходимые компетенции у сотрудников?
– Регистр всегда находится на острие времени благодаря нашим уникальным специалистам – экспертам, прошедшим специальную подготовку по сертификации, имеющим многолетний уникальный опыт работы по сертификации в сфере железнодорожного транспорта. В этом смысле Регистр – место, где собран цвет отрасли, профессионалы высшей пробы, доктора и кандидаты технических наук, работавшие ранее в НИИ, инженеры-практики, пришедшие с железнодорожных производственных предприятий и организаций инфраструктуры. Все они регулярно проходят обучение, знакомство с лучшими практиками и с изменением законодательной базы.
Помимо всего этого здесь работают проверенные, компетентные и порядочные люди, обладающие очень важным навыком – умением брать ответственность на себя. Независимость, беспристрастность и профессионализм – основа человеческого капитала Регистра. Среди наших работников много тех, кто имеет благодарности Росжелдора, Росстандарта, Минтранса и Правительства России за свой безупречный труд.

– На ваш взгляд, как будет развиваться железнодорожная сертификация дальше, какие новые технологии будут востребованы?
– При любых технологических изменениях в отрасли на любом временном горизонте деятельность Регистра обязательно будет востребована, более того, роль нашего органа только вырастет. Появление инновационных видов железнодорожного транспорта, элементов инфраструктуры или материалов обязательно потребует новых требований к ним.
Сегодня одним из основных методов подтверждения соответствия являются испытания, зачастую дорогие натурные. Заглядывая в будущее, можно предположить, что появятся новые математические модели проведения испытаний, цифровые двойники, которые позволят заглянуть внутрь конструкции, оценить её поведение с помощью искусственного интеллекта, компьютерного зрения. Однако для того, чтобы они состоялись и были внедрены в повседневную практику, понадобится длительный подготовительный период – от создания программного обеспечения и его верификации, сличительных испытаний компьютерных и натурных до утверждения соответствующих стандартов. Принципиально важно, чтобы цифровая модель оценки соответствия была абсолютно надёжной, без каких бы то ни было исключений.

https://gudok.ru/

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner