НОВОСТИ
06 октября 2022

Имена подвижного состава

Материал подготовлен Председателем Общества любителей железных дорог Алексеем Вульфовым

История названий локомотивов начинается с первых дней существования железных дорог в России. Вспомним, что паровозы для первой Царскосельской железной дороги закупались в Англии и Бельгии. Понятия «серия паровоза» еще не было, а паровозам были присвоены имена: «Лев», «Слон», «Орел», «Богатырь», «Стрела» и «Проворный». Традиция давать имена паровозам родилась на их родине – в Англии. Все мы знаем первую в мире машину «Пен-и-даррен» великого изобретателя Ричарда Тревитика и стефенсоновскую «Ракету». По аналогии с ними, только на русском языке, назвали и паровозы («сухопутные пароходы») для первой русской железной дороги.

Впрочем, паровозы первой магистрали Петербург – Москва (1851 год) уже имели серии и номера. Причем одна из серий уже в 1840 годах была присвоена по фамилии человека – это серия паровоза Д по фамилии инженера Докучаева. Однако традиция называть паровозы по именам людей особенно развилась в период железнодорожной горячки в 1860-70 годах. Железнодорожные «короли» стремились называть паровозы именами своими и своих коллег и даже родственников. На кожухах над ведущими колесными парами устанавливалась табличка или делалась надпись – «С.Поляков», «Кислаковский», «Троицкий», «Гартман» и т.п. Эта традиция шла от пароходов. Впоследствии от нее отказались, и паровозы стали обозначаться обычными буквенными сериями, к которым прибавлялся МПС-овский номер (был еще и заводской).

В годы советской власти стало обычным называть локомотивы именами политических деятелей. Причем название локомотива состояло не только в его буквенной серии – например, ИС, но и в надписи на передней части локомотива – «Иосиф Сталин» (с 1962 года эти надписи срезались, а паровозы были переименованы в ФДп), СО – «Серго Орджоникидзе» и т.п.

Когда в 1945 году построили первый паровоз будущей серии Л, которая тогда называлась П. Он официально был назван «Победа». Слово было нанесено накладными буквами на тендере. Впоследствии уже не слово в обозначении локомотива, а прозвище «Победа» утвердилось за паровозами серии П36. Это же касалось и электровозов: например, довоенный электровоз серии ПБ имел название «Политбюро».

В эпоху расцвета паровой тяги в 1940-50 годах родилась стихийная народная традиция обозначения паровозов именами знаменитых героев войны и труда и политической символикой. На тендерах паровозов наносились красочные надписи «Комсомольский», «им. Олега Кошевого», «им. ХIX съезда КПСС», «имени Алексея Стаханова», «имени Зои Космодемьянской» и т.п. В народе такие паровозы получали прозвище «Комсомолка».
К теме заводских названий локомотивов вернулись в 1950 годах. Новые тепловозы получали не только серии, но и названия: 2ТЭ10 – «Украина», ТЭП10 – «Стрела» и т.п.

Что касается фирменных обозначений пассажирских поездов, которые правильно назвать именами, то в первую очередь вспоминается, конечно, «Красная стрела», курсировавшая с 1931 года. Но и до революции уже существовало подобное обозначение поездов – например, «Сибирский поезд номер такой-то». Поезда с названиями называются фирменными, то есть они особой и, как правило, высшей категории обслуживания. Еще недавно фирменные поезда имели каждый свой цвет, нередко с узором, и проносящиеся названия их, нанесенные на вагоны, являли пространства и красоты природы родной страны: «Россия», «Лотос», «Нева», «Волга», «Жигули», «Малахит», «Текстильный край», «Аврора», «Ильмень», «Арктика», «Шексна», «Поморье», «Рица», «Соловей», «Северная пальмира» и «Белогорье», иногда называли их именами выдающихся людей – «Атаман Платов», «Савва Мамонтов», «Толстой» и «Репин», иногда по профессии – «Металлург» и «Горняк».

Экспериментальный скоростной поезд РТ200 назывался «Русская тройка». Теперь эта замечательная система обозначения поездов, ввиду стандартной окраски вагонов в корпоративные цвета, значительно формализована. Исключение сделано только для туристических поездов, которые окрашивают в особые цвета – «Селигер», «Рускеальский экспресс» и «Золотое кольцо», а также для пассажирских поездов иных компаний – «Мегаполис», «Невский экспресс», «Гранд-экспресс» и т.п.

После создания ОАО «РЖД» к теме обозначения локомотивов названиями вернулись. После тридцатилетнего перерыва, помимо ставших знаменитыми в народе моторвагонных поездов – опытного «Сокола» и серийных «Сапсана», «Ласточки», отечественной «Иволги» и рельсового автобуса «Орлан», – это и локомотивы.

Получили большое распространение электровозы Новочеркасского завода ЭП20 «Олимп», семейства Э5К и ЭС5К «Ермак», 2ЭС5К «Скиф» и семейства ЭС4К «Дончак», 3ЭС5С «Атаман», уральские электровозы 2ЭС6 «Синара», 2ЭС10 «Гранит», 2ЭС8 «Малахит» и 2ЭС7 «Черный гранит», опытный электровоз Первой локомотивной компании «Князь Владимир». Поскольку электровозы Новочеркасского завода производятся в столице Донского казачества и их планировалось в первую очередь поставлять в Сибирь, по имени знаменитого казачьего атамана серия получила название «Ермак». Электровозы серии 2ЭС4К по той же аналогии получили имя «Дончак». Уральское происхождение названий «Синара», «Малахит», «Черный гранит» очевидно.

Стоит отметить, что вызывает некоторый вопрос идея названия мирных моторвагонных поездов именами хищных птиц («Сапсан», «Орлан»), но вообще тема полета для данных единиц техники весьма подходит, да и начало традиции давнее – напомним, один из первых в России паровозов назывался «Орел».

Хочется верить, что произойдет возвращение и к стилю окраски и названий фирменных пассажирских поездов.
В области тепловозостроения безусловно необходимо отметить пассажирские тепловозы ТЭП70БС «Борис Саламбеков», созданные на Коломенском заводе на базе знаменитых ТЭП70.

Важно отметить, что российские электровозы и тепловозы эпохи ОАО «РЖД», созданные и строившиеся начиная с 2004 года, были результатом верной политики руководства компании с курсом на ориентацию на отечественное локомотивостроение в стиле традиций давних предков (Николай I, Павел Мельников, Александр III, Сергей Витте), обеспечивших в России независимое транспортное машиностроение. Сегодня трудно переоценить значение для нашей Родины наличие собственных «Ермаков» и «Гранитов». Эти имена свидетельствуют об эпохе сохранения и развития отечественной базы создания подвижного состава в России во времена повсеместного заимствования у Запада.

https://opzt.ru/

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner