НОВОСТИ
31 августа 2022

С учетом современных тенденций мирового локомотивостроения

Маневровая тяга – один из важнейших элементов грузоперевозок, от бесперебойной работы которого во многом зависит эффективность логистических процессов. Являясь лидером производства маневровых тепловозов в стране, АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) разработал новую высокоэффективную машину с учетом современных тенденций мирового локомотивостроения. Сейчас два тепловоза ТЭМ23 производства Брянского машиностроительного завода (БМЗ, входит в состав ТМХ) проходят приемочные и сертификационные испытания на полигоне ВНИКТИ (Коломна), а после получения сертификата соответствия техническому регламенту Таможенного союза начнется реализация этих локомотивов заказчикам. ТЭМ23 является базой для новой платформы маневровых локомотивов холдинга.

Адаптация к условиям эксплуатации

Четырехосный двухдизельный ТЭМ23 предназначен для выполнения маневровой и маневро-вывозной работы на железных дорогах колеи 1520 мм. Разработкой нового тепловоза занимались специалисты ООО «ТМХ Инжиниринг» – главного центра проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для всего холдинга. В основу конструкции ТЭМ23 легли современные апробированные технические решения, подтвердившие высокую надежность и эффективность: модульность конструкции, асинхронный тяговый привод, возможность установки системы «Автомашинист». Общее количество заходов на ТО и в ремонт тепловоза ТЭМ23 значительно снижено в сравнении с серийно выпускаемыми маневровыми локомотивами. При этом в конструкцию тепловоза были заложены улучшенные условия работы локомотивных бригад и возможность адаптации модели под широкий спектр потребностей заказчиков.

Опираясь на богатый опыт АО «Трансмашхолдинг» в локомотивостроении и принципы клиентоориентированности, был создан принципиально новый тепловоз с впервые примененным инновационным дизайном для маневрового локомотива.

Главными преимуществами ТЭМ23 стали высокие эксплуатационные показатели, значительная эффективность в широком диапазоне маневровых работ, сниженный расход топлива и экологичность.

Во многом этого удалось достичь за счет использования современной двухдизельной силовой установки на базе двигателей ПАО «КАМАЗ». Также в тепловозе применена эффективная система управления дизельными двигателями и топливная аппаратура ПАО «КАМАЗ». Предусмотрены исполнения машины с двумя вариантами ДВС: рядный шестицилиндровый P6 (мощностью 368 кВт) или 8-цилиндровый V-образный V8 (309 кВт). Таким образом, суммарная мощность локомотива (в зависимости от исполнения) может составлять 618 или 736 кВт.

Использованные конструктивные решения позволили почти в два раза снизить уровень шума, а двухдизельная силовая установка обеспечивает экономию топлива и масла по сравнению с массово эксплуатируемым локомотивом ТЭМ18ДМ до 30% в зависимости от условий эксплуатации.

Основные технические характеристики тепловоза ТЭМ23

Компанией совместно с ООО «ТМХ-Электротех», входящим в периметр холдинга, специально для ТЭМ23 был разработан новый отечественный асинхронный тяговый электродвигатель (ТЭД) ДТА-200Т. В марте этого года он успешно прошел приемочные испытания. Асинхронный ТЭД ДТА-200Т в сочетании с асинхронными тяговыми преобразователями и высокоэффективной системой управления тепловозом позволяет обеспечить эффективное выполнение маневровых работ. Переводя технику с коллекторного тягового привода на асинхронный, ТМХ выполняет одну из задач Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Применение асинхронного привода позволяет исключить загрязнение окружающей среды продуктами механического износа коллекторных машин.

Важно отметить, что ограничения по продолжительности работы отсутствуют во всем диапазоне тяговых характеристик тепловоза, при этом вес обрабатываемых составов сопоставим с шестиосными машинами.

Исполнения тепловоза предусматривают возможность исполнения локомотива с разными осевыми нагрузками - 22,5 и 24,5 т, что позволит заказчику выбрать наиболее подходящий вариант под параметры своей инфраструктуры.

Конструкторы АО «ТМХ Инжиниринг» спроектировали тепловоз удобным и практичным для различных условий эксплуатации. Автоматика тепловоза отвечает за равномерное распределение наработки каждого силового агрегата, для чего реализован приоритетный запуск дизеля с меньшей наработкой для ее выравнивания.

Принцип модульности

ТЭМ23 стал первым тепловозом холдинга, дизайн которого был создан в соответствии с принятой в ТМХ концепцией бренда-ДНК. Его экстерьер был отмечен международной премией в области промышленного и графического дизайна Good Design. Специалисты Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ сконструировали облик тепловоза с учетом модульного построения тепловоза и возможностью гармонично вписать корпоративные цвета любого заказчика. На испытания в АО «ВНИКТИ» первые опытные образцы отправлены уже в новом дизайне и в корпоративной окраске ОАО «РЖД».

ТЭМ23 стал первым тепловозом холдинга, дизайн которого был создан в соответствии с принятой в ТМХ концепцией бренда-ДНК

Модульность конструкции тепловоза существенно повышает технологичность сборки и обслуживания локомотива, что позволяет снизить расходы на его обслуживание и ремонтные простои. В случае выхода из строя или серьезной поломки какого-либо модуля локомотива его можно легко заменить.

ТЭМ23 состоит из двух двухосных тележек, модуля главной рамы, включающего в себя электрический и пневматический монтажи, модуля пневматического оборудования, двух модулей силовой установки, модуля холодильной камеры, модуля электрооборудования, модуля кабины управления башенного типа, модуля вспомогательного оборудования. Каждый из функциональных модулей имеет законченную конструкцию и через разъемы подключается к модулю главной рамы. В случае необходимости есть возможность быстро произвести замену функционального модуля без отставления тепловоза в длительный простой.

В основе конструкции нового тепловоза лежит модульный принцип

В конструкции ТЭМ23 была применена нетрадиционная для локомотивостроения схема открывания капотов: боковые панели смещаются вверх, открывая доступ к различным системам тепловоза. Боковые обвесы на нижней части защищают от несанкционированного доступа к элементам экипажной части и топливному баку и улучшают внешний вид тепловоза.

Маятниковое подвешивание тяговых электродвигателей на раме тележки обеспечивает опускание колесно-моторного блока (КМБ) и его выкатку из-под тепловоза без перемещения тележки. Упругое подвешивание электродвигателей смягчает удары и вибрации, передаваемые на раму тележки при движении тепловоза. Для исключения падения ТЭД на пути в случае выхода из строя подвешивания электродвигателя предусмотрено страховочное устройство.

Помимо инженерных решений повышения эффективности и обеспечения надежности локомотива, разработчики уделили особое внимание созданию комфортных условий для локомотивных бригад. Кабина управления оснащена двумя рабочими пультами с увеличенным проходом между ними, расширенным за счет оптимизации конструкции самих пультов. Кабина машиниста тепловоза отвечает всем санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, обладает улучшенной шумовиброизоляцией, оборудована СВЧ-печью, холодильником, обогреваемыми зеркалами заднего вида, подставкой под ноги, системой обеспечения микроклимата, автономным отопителем, обогреваемыми стеклами, стеклоочистителями, эргономичными пультами управления, пепельницей, светодиодным освещением и шторками на окнах.

Перспективы развития новой линейки

Выпуск новой серии тепловозов в ближайшее время начнется на обновленных мощностях БМЗ – в начале года завод завершил модернизацию производства маневровых тепловозов, инвестиции в которую превысили 1,7 млрд рублей. В рамках проекта было закуплено 20 единиц оборудования, в том числе окрасочно-сушильные камеры, роботизированные сварочные комплексы, высокопроизводительные обрабатывающие центры, высокоточные измерительные приборы. Результатом технического перевооружения стало повышение эффективности производства, улучшение условий труда и снижение воздействия на окружающую среду. Инвестиции в локомотивное производство уже позволили увеличить выпуск локомотивов ТЭМ18ДМ, а теперь помогут предприятию обеспечить выпуск четырехосного ТЭМ23 в сжатые сроки.

В настоящее время холдинг планирует предложить заказчикам несколько исполнений тепловоза ТЭМ23: с системой «Автомашинист» или без нее, с разной осевой нагрузкой и различными типами дизельных двигателей, что делает возможным эксплуатацию локомотива на путях общего пользования и промышленных предприятий. Кроме того, возможна поставка ТЭМ23 на экспорт.

ТЭМ23 предназначен для замены предыдущей флагманской маневровой модели холдинга ТЭМ18ДМ (выпускается с 2007 года). В дальнейшем на платформе ТЭМ23 планируется разработать новую линейку маневровых локомотивов. В будущем на базе ТЭМ23 возможно производство локомотива на газовом топливе, а также создание серии шестиосных локомотивов. Дополнительно на базе ТЭМ23 разрабатывается маневровый электровоз ЭМКА2 с гибридной тягой от накопителей энергии и контактной сети.

TELEGRAM

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner