19 августа 2022

Индекс ценового паритета

ОАО РЖД в рамках обсуждения нового тарифного прейскуранта 10–01 (основной тарифный документ железных дорог) предлагает уже с 1 января 2023 года перейти на новую модель индексации грузовых тарифов. Предложение оценить целесообразность такого перехода содержится в письме заместителя гендиректора ОАО РЖД Алексея Шило в Совет потребителей монополии от 11 августа (есть у “Ъ”).

Источник, знакомый с ситуацией, пояснил “Ъ”, что в основе новой модели должен лежать индекс ценового паритета. В ОАО РЖД не пояснили, о каком индексе идет речь. Один из собеседников “Ъ” предполагает, что речь идет о дифференциации тарифов в зависимости от востребованности направлений. Ранее монополия настаивала на учете в тарифной формуле индекса ценового давления (см. “Ъ” от 13, 14 и 30 сентября 2021 года), что предполагает изменение в формуле индексации тарифа потребительской инфляции на промышленную. Тогда это означало увеличение тарифных поступлений ОАО РЖД примерно на 30 млрд руб. в год в 2022–2024 годах.

В письме говорится, что «предлагается закрепить сроки выполнения мероприятий, связанных с донастройкой тарифной системы и переходом на новый прейскурант, в течение 2022–2023 годов». Это означает, рассказали два собеседника “Ъ”, что ОАО РЖД хочет ввести новую модель тарифов в тестовом режиме осенью 2023 года, а в постоянном — в декабре 2023 года вместо предусмотренного планом-графиком 1 января 2026 года. Также ОАО РЖД говорит о необходимости включения мероприятий по модификации тарифной системы в сфере пассажирских перевозок — эту новую модель, поясняет собеседник “Ъ”, предлагается ввести одновременно с грузовой. При этом монополия традиционно выступила против выделения в тарифе составляющих — инфраструктурной и локомотивной, «поскольку тариф является отражением существующей в настоящее время технологии перевозочного процесса».

Дискуссия о выделении этих составляющих для повышения прозрачности тарифообразования и четкого разнесения затрат идет давно, ОАО РЖД выступало против этого еще при обсуждении целевой модели рынка (ЦМР), от которой потом отказались. Источник “Ъ” в отрасли отмечает, что пересмотр прейскуранта не имеет никакого отношения к уровню индексации тарифов, который установлен на уровне среднеарифметического ИПЦ за четыре года минус 0,1%. Он уточняет, что с 1 июня тарифы уже увеличились на 11%, что существенно превышает закрепленный в программных документах уровень, а изменение тарифной формулы приведет к новому росту затрат грузоотправителей, и так находящихся в сложной экономической ситуации. Все тарифные решения должны приниматься при обсуждении с профильными ведомствами и участниками рынка, подчеркивает собеседник “Ъ”.

Эксперт института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей ВШЭ Фарид Хусаинов говорит, что готовность ОАО РЖД к сильному сдвигу вперед сроков работы над тарифной моделью свидетельствует о высокой готовности самого документа. При этом господин Хусаинов считает негативным желание монополии отказаться от выделения тарифных составляющих и разных элементов затрат. С одной стороны, поясняет эксперт, без выделения ОАО РЖД может «легче маневрировать ресурсами». Но прозрачность важна, подчеркивает он, «даже не потому, что структуру расходов смогут видеть грузоотправители, а потому, что сам факт такого разделения позволит регуляторам оценить наличие зон неэффективности, требующих вмешательства».

Сама монополия тоже должна знать о неэффективных элементах, добавляет господин Хусаинов, для понимания направлений оптимизации. В консолидированном показателе «легко скрыть нерентабельность каких-то видов деятельности, а это уничтожает стимулы к повышению эффективности», подчеркивает эксперт: «Это не значит, что нерентабельных видов деятельности не должно быть — в любой компании есть рентабельные, а есть субсидируемые элементы деятельности, но последние должны быть видны и понятны».

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что причиной спешки со стороны ОАО РЖД может быть в том числе «головокружение от успехов» после успешно согласованного беспрецедентного роста тарифов на 11% в этом году. Эксперт сомневается, что модель реалистично «должным образом обсудить и доработать» в такие сжатые сроки. Между тем, отмечает господин Бурмистров, правительство уже дало поручения об обеспечении загрузки предприятий железнодорожного машиностроения, ускоренном строительстве инфраструктуры на Восточном полигоне и поддержании пути в нормативном состоянии, а «при такой постановке вопроса целью новой тарифной модели может быть только увеличение доходов ОАО РЖД».

КОММЕРСАНТ

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner