НОВОСТИ
10 августа 2022

ПТЭ: перемены коснулись всех профессий на РЖД

Презентация Центра организации подготовки и развития рабочих холдинга, в которой специалисты сравнили новую и старую редакции Правил технической эксплуатации (ПТЭ), позволяет сделать вывод: новый документ внес поправки в самые разные сферы деятельности на сети РЖД. В этом плане следует обратить внимание на перестановки в структуре документа и добавки новых положений взамен старых. Смотрим, что изменилось в правилах.

И подвижной состав не забыт
Заключающая часть (глава 9) повествует обо всем том, что касается подвижного состава. В том числе и того, что эксплуатируется на путях необщего пользования.
В новых ПТЭ, что весьма важно, исключены требования для промышленных локомотивов проходить ремонт исключительно на предприятиях, имеющих условный номер клеймения, полученный на соответствующий вид работ. При этом подчеркивается, что за исправное состояние подвижного состава несут ответственность именно локомотивостроители и ремонтники тяги, а не работники, обслуживающие железнодорожный транспорт на путях необщего пользования.
Изменены требования к отличительным знакам и надписям, наносимым на промышленные локомотивы, и расширен список неисправностей, с которыми эксплуатация тяги на путях необщего пользования запрещена.

При этом и сюда составители новых ПТЭ не забыли добавить нормы по соответствию подвижному составу на путях необщего пользования экологическим требованиям.

Сервисы на путях необщего пользования
Глава 4, связанная с обслуживанием сооружений и устройств, включает новые требования к владельцам путей как общего, так и необщего пользования.
В основе сервиса – по большей части прежние нормы. Однако к ним добавлены еще четыре дополнительных правила. Оказывается, на сети должны соблюдаться еще и нормы санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности, а кроме того – периодичность выполнения работ и их материально-технического обеспечения.
Причем это новые требования. Если их пришлось добавить, то, надо полагать, ранее они не очень-то соблюдались. Речь идет, например, об этапах модернизации участков сети. То сроки затягивались, то не хватало поставок комплектующих и материалов в должном объеме.

Таким образом, и в этом отношении виден прогресс. По крайней мере из главы 5, где описываются сооружения и устройства путевого хозяйства, исключен целый ряд устаревших требований – к стыковым зазорам, порядку планирования и проведения ремонтов, конструкции и элементам верхнего строения пути и установленной скорости движения при неисправностях пути.

Лакуны, надо понимать, должны быть заполнены впоследствии новыми локальными нормативными актами владельца инфраструктуры. Ведь на данный момент все эти разделы лишь обозначены, но не раскрыты в деталях.

Добавлены лишь нормы по содержанию стрелочных переводов. Причем они почему-то попали в главу 5, хотя обычно соседствовали с устройствами СЦБ. Возможно, потому, что их «начинка» не раскрывается, а указываются только технические характеристики. Например, описывается взаимное положение остряков и рамных рельсов, параметры выкрашивания остряка, а также разность ширины колеи в конце строжки и остряка.

Кто на пути хозяин?

В презентации также указан также ряд других моментов, на которые стоит обратить внимание. В главе 1, где указаны общие положения.

Здесь появились требования к индивидуальным предпринимателям и другим организациям при ремонте и обслуживании объектов инфраструктуры. Ранее перевозчик не указывал предприятиям промышленного транспорта и ОПЖТ, как им надлежит обустраивать пути необщего пользования.

В новых ПТЭ на эту тему приведены ключевые указания. Однако некоторые из них сформулированы довольно-таки расплывчато.

Например, из них следует, что эксплуатация технических средств инфраструктуры, систем интервального регулирования до ввода их в постоянную эксплуатацию и меры, обеспечивающие безопасность движения поездов, устанавливаются локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (путей необщего пользования).

Вот тут и возникает вопрос: а что дальше? Подразумевается, что после ввода в постоянную эксплуатацию путей необщего пользования указанный локальный акт должен быть заменен каким-то иным документом. Но каким именно – в новых ПТЭ не указывается.

Если следовать логике документа, перевозчик может нормировать работу только на своих путях. А неформально – понятно, кто на стыках путей необщего и общего пользования первый, а кто второй, хотя это опять-таки не прописано в ПТЭ.

При этом владельцам путей необщего пользования нет прямого запрета и в дальнейшем продолжать пользоваться своим собственным локальным нормативным актом. В таком случае владелец путей необщего пользования по своему усмотрению оборудует помещения станционных постов централизации и стрелочных постов сигнальными приборами, инструментами и материалами.

Остальные требования достаточно скромные. Например, стрелочные посты дополнительно к указанным устройствам должны быть оснащены еще и как минимум телефонной связью.

Владелец путей необщего пользования может даже пользоваться промышленным локомотивом с истекшим назначенным сроком службы (ресурсом), если тот не выходит на пути общего пользования, а, скажем, выталкивает вагоны на магистральную сеть так, чтобы их мог забрать локомотив перевозчика для формирования состава.

Обязанности работников РЖД

В главе 2, касающейся обязанностей работников железнодорожного транспорта, судя по представленной презентации, к функции, связанной с обеспечением безопасности движения поездов, добавлена обязанность соблюдения экологической безопасности.

Получается, что каждый стрелочник теперь должен бдеть за движением поездов в русле зеленых технологий. При этом особой конкретики, как именно следует это делать, не добавлено. Зато при недостаточной бдительности могут, очевидно, вменить ответственность за причиненный экологический ущерб.

Еще одно изменение важно для стажеров и тех, кто еще только проходит профессиональное обучение: теперь закреплена возможность допуска их для управления сигналами, аппаратами, механизмами и подвижным составом. Для чего потребовалось такое уточнение? Логика подсказывает, что на сети – явно нехватка кадров, потому что раньше за практикантами присматривали наставники.

Кроме того, отмечено: в новых ПТЭ перевозчик закрепил за собой право требования по сдаче анализов на наркотические средства при прохождении предварительного и периодических медицинских осмотров для персонала холдинга.

Как видим, новые ПТЭ внесли поправки практически во все процессы, так или иначе связанные с железнодорожными профессиями. Таков вывод, сделанный в итоге специалистами Центра организации подготовки и развития рабочих РЖД.

https://www.rzd-partner.ru/

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner